См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 августа 2011 г. N Ф07-7796/11 по делу N А05-13776/2010
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.04.2011 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 (судьи Шадрина А.Н., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А05-13776/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом - Архангельск", место нахождения: 163045, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Гагарина, д. 14, офис 18, ОГРН 1062901061772 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному учреждению "Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску", место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Новгородский пр., д. 160, ОГРН 1052901210966 (далее - Отделение соцзащиты), Архангельской области в лице Министерства финансов Архангельской области, место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900535558 (далее - Минфин АО), о взыскании денежных средств в размере 6 904 009 руб. 01 коп., недополученных в результате предоставления скидок по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа инвалидов и ветеранов за январь - апрель 2010 года.
Определением от 21.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Расчетно-информационный центр", место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Маркса, д. 4, ОГРН 1092901006681 (далее - ООО "РИЦ"), муниципальное учреждение "Информационно-расчетный центр", место нахождения: 163000, г. Архангельск, Театральный пер., д. 7 (далее - МУ "ИРЦ").
Определением от 18.03.2011 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636 (далее - Минфин РФ).
Решением от 21.04.2011 иск удовлетворен. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 3 610 507 руб. 51 коп. в возмещение расходов по предоставлению льгот населению, а также 30 080 руб. 57 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С Архангельской области в лице Минфина АО за счет средств казны Архангельской области в пользу Общества взыскано 3 293 501 руб. 50 коп. в возмещение расходов по предоставлению льгот населению, а также 27 439 руб. 47 коп. в возмещение расходов по государственной пошлине. В удовлетворении иска к Отделению соцзащиты отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011, вынесенным по апелляционной жалобе Минфина АО, решение в части удовлетворения исковых требований к казне Архангельской области оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2011 решение суда от 21.04.2011 и постановление апелляционной инстанции от 23.06.2011 оставлены без изменения.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011, вынесенным по апелляционной жалобе Минфина РФ, решение суда в части удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 21.04.2011 и постановление апелляционной инстанции от 12.12.2011 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество, Отделение соцзащиты, Минфин АО, Минфин РФ, ООО "РИЦ" и МУ "ИРЦ" о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В пункте 47 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 (в редакции от 22.11.2011) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" разъяснено, что если суд кассационной инстанции судебные акты изменил или оставил их в силе, прекратил производство по делу или оставил исковое заявление без рассмотрения, поступившая после этого своевременно поданная кассационная жалоба возвращается заявителю. При этом заявителю разъясняется его право на обжалование судебных актов в порядке надзора.
Таким образом, поскольку постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2011 решение суда от 21.04.2011 оставлено без изменения, производство по кассационной жалобе Минфин РФ на решение Арбитражного суда города Архангельской области от 21.04.2011 подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество и Отделение соцзащиты заключили договоры от 05.02.2009 N 177-ФЗ на перечисление денежных средств в целях возмещения расходов за предоставленные скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов; от 05.02.2009 N 177-ОЗ на перечисление денежных средств в целях возмещения расходов за предоставленные скидки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам согласно закону Архангельской области от 10.11.2004 N 262-33-ОЗ "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий, и иных категорий граждан" (далее - Закон N 262-33-ОЗ).
В период с января по апрель 2010 года Общество, являясь управляющей компанией, оказывало услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах, по ремонту и содержанию жилфонда, предоставляло скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг льготным категориям населения.
Начисление платы за жилищные услуги на основании агентского договора от 29.12.2009 N 762.09 производило ООО "РИЦ". Начисление услуг по отоплению и горячему водоснабжению на основании агентского договора производило МУ "ИРЦ".
Общество не является плательщиком налога на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку находится на упрощенной системе налогообложения и при оказании собственных услуг сумму НДС в цену услуг не включает.
Судами установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что бухгалтер ООО "РИЦ" ошибочно исключила из суммы льгот указанной в отчетах Общества 18% НДС.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды указали на правомерность требований Общества, доказанность предъявленных к взысканию убытков по праву и по размеру. С Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 3 610 507 руб. 51 коп. за период с января по апрель 2010 года, на основании Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон N 5-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ), Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - закон N 1244-1).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с частью 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов.
Статьей 17 этого же Закона установлено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона N 5-ФЗ меры социальной поддержки, установленные статьями 14 - 19 и 21 указанного закона и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Нормами Закона N 5-ФЗ установлена льготы по оплате жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов инвалидам Великой Отечественной войны (статья 14), участникам Великой Отечественной войны (статья 15), ветеранам боевых действий (статья 16), лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (статья 18), членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий (статья 21).
Согласно статье 5 Закона N 1244-1 предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Частью 3 статьи 14 этого же Закона установлено, что гражданам, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируются: оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование.
Пунктом 19 этого же постановления указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что Обществу следовало возместить недополученные денежные средства за предоставление льгот категориям населения, имеющим право на льготы по оплате тепловой энергии, содержания и ремонта жилья, за период с января по апрель 2010 года из бюджета за счет казны Российской Федерации 23 668 882 руб. 52 коп., возмещено 20 058 375 руб. 01 коп., за минусом 18% от этой суммы, что составляет 3 610 507 руб. 51 коп.
Неправомерным является довод кассационной жалобы о том, что Управление федерального казначейства по Архангельской области не было извещено о времени и месте рассмотрения дела.
Из материалов дела следует, что ответчиком по настоящему делу привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. В материалах дела имеется почтовое уведомление, подтверждающее получение ответчиком копии определения суда от 18.03.2011 об отложении судебного разбирательства и о привлечении к участию в деле в качестве соответчика Российской Федерации в лице Минфина РФ, по его юридическому адресу (г. Москва, ул. Ильинка, д. 9).
Таким образом, судом апелляционной инстанции сделан правильный вывод о том, что отсутствие извещения о месте и времени судебного разбирательства Управления Федерального казначейства по Архангельской области не является нарушением норм процессуального права.
Таким образом, постановление суда соответствует нормам материального и процессуального права, и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 150, 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
Производство по кассационной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-13776/2010 от 21.04.2011 прекратить.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу N А05-13776/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.