Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Блиновой Л.В., Журавлевой О.Р.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области Грищенко Е.В. (доверенность от 10.01.2012 N 11-11/11), от общества с ограниченной ответственностью "ПОЛИСТРОЙ" Хромова А.А. (доверенность от 20.12.2011 N 6),
рассмотрев 19.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2011 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011 (судьи Згурская М.Л., Дмитриева И.А., Третьякова Н.О.) по делу N А56-41917/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ПОЛИСТРОЙ", место нахождения: 187110, Ленинградская обл., Киришский р-н, г. Кириши, шоссе Энтузиастов, д. 36, ОГРН 5067847130511 (далее - ООО "ПОЛИСТРОЙ", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области, место нахождения: 187555, Ленинградская обл., г. Тихвин, 5-ый мкр., д. 36, ОГРН 1044701852580 (далее - Инспекция), о признании незаконным бездействия, выразившегося в неначислении процентов за нарушение срока возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2009 года и обязании Инспекции начислить и выплатить Обществу проценты за нарушение срока возврата НДС за 4 квартал 2009 года в сумме 757 934 руб. 88 коп.; о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение срока возврата НДС за 2 квартал 2010 года и обязании Инспекции начислить и выплатить Обществу проценты за нарушение срока возврата НДС за 2 квартал 2010 года в сумме 576 046 руб. 85 коп., о признании незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение срока возврата НДС за 3 квартал 2010 года и обязании Инспекции начислить и выплатить Обществу проценты за нарушение срока возврата НДС за 3 квартал 2010 года в сумме 142 712 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и на неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить решение от 27.09.2011 и постановление от 16.12.2011 и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы указывает, что в ходе камеральных проверок налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2009 года, 2 и 3 кварталы 2010 года Инспекцией были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. При этом, при нарушении сроков возврата налога проценты подлежат начислению с 12-го дня после вынесения решения по результатам проверки.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ПОЛИСТРОЙ" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, полагая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Общества с доводами жалобы Инспекции не согласился, просил судебные акты оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.10.2010 Общество представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2009 года и заявление о возврате НДС за тот же период от 19.10.2010.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2009 года, по результатам которой приняты решения от 03.06.2011
N 1230 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 392 о возмещении НДС в сумме 27 701 173 руб.
Денежные средства в сумме 27 701 173 руб. возвращены заявителю по платежному поручению от 09.06.2011 N 174.
Общество также 20.10.2010 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 2 квартал 2010 года и заявление о возврате НДС за тот же период от 19.10.2010.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2010 года, по результатам которой вынесены решения от 03.06.2011 N 1231 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 393 о возмещении НДС в сумме 21 143 980 руб.
Денежные средства в сумме 21 053 489 руб. возвращены заявителю по платежному поручению от 09.06.2011 N 171.
Общество 29.12.2010 представило в Инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2010 года, заявление о возврате НДС представлено в Инспекцию 19.10.2010.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 года, по результатам которой вынесены решения от 24.05.2011 N 1224 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 99 о возмещении НДС в сумме 13 709 504 руб.
Денежные средства в сумме 13 709 504 руб. возвращены заявителю по платежному поручению от 30.05.2011 N 685.
Поскольку Инспекция нарушила сроки возврата налога и не исполнила обязанность по принятию решения о начислении и выплате процентов за несвоевременный возврат налога, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что удовлетворяя заявленные ООО "ПОЛИСТРОЙ" требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями названной статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном статьей 88 НК РФ.
В соответствии со статьей 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с названным Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению.
В соответствии с разъяснением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), изложенным в пункте 9 информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 N 71, такое решение должно быть принято в пределах срока самой проверки, то есть в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 176 НК РФ по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченным должностным лицом налоговой инспекции должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 названного Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 176 НК РФ на следующий день после принятия решения о возврате налоговый орган направляет в территориальной орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога.
Федеральное казначейство в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.
В соответствии с пунктом 10 статьи 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога, считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ идет речь только о законном и обоснованном решении налогового органа.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения об отказе в возмещении налога следует рассматривать как отсутствие этих нарушений и невынесение законного решения о возмещении налога. Следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В рассматриваемом случае камеральные налоговые проверки налоговых деклараций за 4 квартал 2009 года и 2 квартал 2010 года, представленных в Инспекцию 20.10.2010, должны быть окончены не позднее 20.01.2011. Таким образом, с учетом положений пункта 10 статьи 176 НК РФ начисление процентов за нарушение срока возврата налога за указанные периоды начинается с 07.02.2011.
Камеральная налоговая проверка налоговой декларации за 3 квартал 2010 года, представленной в Инспекцию 29.12.2010, должна быть окончена не позднее 29.03.2011. Таким образом, с учетом положений пункта 10 статьи 176 НК РФ начисление процентов начинается с 14.04.2011.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что поскольку НДС подлежал возмещению (возврату) Обществу не позднее сроков, установленных статьей 176 НК РФ, а фактически возвращен позднее, налогоплательщик вправе требовать начисление процентов.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что расчет процентов, произведен Обществом с учетом требований, установленных статьей 176 НК РФ и порядка исчисления сроков, предусмотренного статьей 6.1 НК РФ.
Правильность расчета спорных сумм процентов за спорный период налоговым органом не оспаривается.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонен довод налогового органа о том, что проценты подлежат начислению с 12-го дня после вынесения решения по результатам проверки, как противоречащий положениям статьи 176 НК РФ.
Дополнительные мероприятия налогового контроля, на которые ссылается Инспекция в кассационной жалобе, были проведены в силу пункта 6 статьи 101 НК РФ.
Кассационная инстанция соглашается с выводом судебных инстанций о том, что в рассматриваемом случае общий срок камеральной проверки превысил установленный трехмесячный срок, в связи с чем суды первой и апелляционной инстанций обоснованно признали незаконным бездействие налогового органа по непринятию решений о начислении процентов за несвоевременный возврат НДС и правомерно обязали Инспекцию начислить и выплатить Обществу проценты за несвоевременный возврат НДС в порядке статьи 176 НК РФ за 4 квартал 2009 в сумме 757 934 руб. 88 коп., за 2 квартал 2010 в сумме 576 046 руб. 85 коп. и за 3 квартал 2010 в сумме 142 712 руб. 13 коп.
Необходимо отметить, что дополнительные мероприятия налогового контроля проводились налоговым органом только в отношении налоговых деклараций за 4 квартал 2009 и 2 квартал 2010 года. При этом, в отсутствии возражений налогоплательщика на акты, составленные по результатам проверки, налоговый орган принял решения о возврате НДС, что подтверждает отсутствие нарушений налогового законодательства со стороны налогоплательщика.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичны доводам Инспекции, изложенным в апелляционной жалобе и направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств по делу, что противоречит положениям статьи 286 АПК РФ.
При рассмотрении дела судами установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства дела, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы налогового органа у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2011 по делу N А56-41917/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Л.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.