Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Константинова П.Ю., Рудницкого Г.М., рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ТандемИнвест" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2011 (судя Шатина Г.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 (судьи Савицкая И.Г., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А26-1739/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "ТандемИнвест", место нахождения: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Онежской Флотилии, д. 1, офис 2, ОГРН 1081001001212 (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Центра государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия, место нахождения: 185034, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Сусанина, д. 20, ОГРН 1051000022644 (далее - Центр ГИМС МЧС) от 25.01.2011 N 61/1.1-20 об отказе в государственной регистрации пассажирского теплохода "Инженер Нарин" и об обязании произвести государственную регистрацию указанного судна как прогулочного пассажировместимостью не более 12 человек и регистрацию права собственности Общества на судно.
Решением от 08.06.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.09.2011, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 08.06.2011 и постановление от 15.09.2011 в связи с их необоснованностью и неправильным применением норм материального и процессуального права. По мнению подателя жалобы, Общество представило все документы, необходимые для государственной регистрации судна в соответствии с требованиями Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 N 500 (далее Приказ N 500). Кроме того, согласно технической документации судна (актов Речного Регистра РСФСР) судно "Инженер Нарин" является служебно-разъездным. В соответствии с пунктом 1.2.7. санитарных норм и правил 2.5.2-703-98 разъездное судно - это судно, предназначенное для разъездных целей и перевозки не более 12 пассажиров. Также Общество указало, что судно было предоставлено Центру ГИМС МЧС для осмотра.
В отзыве на кассационную жалобу Центр ГИМС МЧС просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.07.2010 Общество и закрытое акционерное общество "Московский" (далее - ЗАО "Московский") заключили договор аренды теплохода "Инженер Нарин" с правом выкупа, в соответствии с которым Обществу передается в аренду с 23.07.2010 по 31.08.2010 самоходный пассажирский теплоход "Инженер Нарин". В соответствии с пунктом 2.2. договора передача судна в собственность Общества производится по отдельному акту приема-передачи после полной оплаты выкупной цены. Дополнительным соглашением от 08.09.2010 стороны согласовали выкупную цену судна в размере 5 700 000 руб. Общество оплатило выкупную цену за судно в полном объеме. 03.12.2010 Общество и ЗАО "Московский" подписали акт приема-передачи судна в собственность.
На основании заявления владельца 02.12.2010 теплоход "Инженер Нарин" снят с государственной регистрации в Северо-Западном Управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в связи с изменением органа регистрации.
Считая, что теплоход "Инженер Нарин" является маломерным судном, поскольку по своим техническим характеристикам не предназначен для перевозки более 12 пассажиров, Общество обратилось в Центр ГИМС МЧС с заявлением о регистрации теплохода "Инженер Нарин" как судна пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главного двигателя для использования в целях мореплавания.
Письмом от 25.01.2011 N 61/1.1-20 Центр ГИМС МЧС отказал Обществу в регистрации теплохода по следующим основаниям:
- Обществом не представлены подлинники и копии документов, подтверждающих законность приобретения теплохода, а также не представлены подлинники документов, подтверждающих государственную регистрацию Общества как юридического лица.
- согласно представленным документам теплоход является пассажирским судном, пассажировместимость которого составляет 24 человека.
Считая отказ в государственной регистрации теплохода незаконным, Общество обратилось в суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что поскольку заявленная Обществом для регистрации классификация судна как прогулочного, используемого в целях мореплавания, пассажировместимостью не более 12 человек, противоречит паспортным данным по техническим характеристикам и не была подтверждена соответствующими документами, Центр ГИМС МЧС правомерно отказал Обществу в государственной регистрации судна. Кроме того, суд указал, что в соответствии с пунктом 12 Приказа N 500 суда промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя, до государственной регистрации должны пройти первичное техническое освидетельствование. Общество не представило доказательств обращения с заявлением о прохождении первичного технического освидетельствования.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции, также указав, что в нарушение требований пунктов 18, 19 Приказа N 500 Обществом не представлен для регистрации судна полный пакет документов. Апелляционный суд также указал, что на дату вынесения уполномоченным органом оспариваемого решения заявитель не доказал наличие у теплохода "Инженер Нарин" основных признаков, позволяющих классифицировать его как маломерное судно.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на судно.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 КВВТ РФ государственную регистрацию судов, не указанных в пунктах 1 и 2 статьи 17 КВВТ РФ, осуществляют органы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации. Порядок государственной регистрации судов в судовой книге устанавливается указанными органами.
Приказом N 500 утверждены Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
К маломерным судам, в частности относятся, прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости.
Согласно подпункту 4 пункта 18 Приказа N 500 для осуществления государственной регистрации заинтересованное лицо должно представить подлинники и копии технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметками торгующих организаций о продаже или акта первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки (или на судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя) с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации.
В соответствии с пунктом 12 Приказа N 500 судно промышленной постройки с техническими характеристиками, не соответствующими формулярным (паспортным) данным завода-изготовителя до государственной регистрации должно пройти первичное техническое освидетельствование.
Таким образом, к моменту государственной регистрации заинтересованное лицо должно обладать документами, подтверждающими классификацию судна как маломерного, и должно представить такие документы уполномоченному органу для осуществления государственной регистрации.
Между тем Общество акт первичного технического освидетельствования судна для осуществления государственной регистрации не представило. Более того, в заявлении судовладельца (л.д. 17, т. 1) представитель Общества указал пассажировместимость теплохода "Инженер Нарин" - 24 человека. Документы, приложенные к заявлению Общества, также подтверждали указанную характеристику теплохода. При таких обстоятельствах Центр ГИМС МЧС не мог классифицировать теплоход "Инженер Нарин" в качестве маломерного судна.
Кроме того, суд установил и материалами дела подтверждается, что Общество, не представив подлинники ряда документов, не выполнило формальные требования к комплекту документов, необходимых для государственной регистрации.
При таком положении Центр ГИМС МЧС правомерно отказал Обществу в государственной регистрации. Общество не лишено возможности повторно обратиться за государственной регистрацией судна, подтвердив надлежащим образом его принадлежность к маломерным судам.
Поскольку при рассмотрении дела нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, нормы процессуального права не нарушены обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 08.06.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2011 по делу N А26-1739/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания "ТандемИнвест" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.