Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
рассмотрев 27.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия 09.08.2011 (судья Мельник А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.) по делу N А26-3473/2011,
установил
Межрайонный отдел внутренних дел "Олонецкий", место нахождения: 186000, г. Олонец, Школьная ул., д. 16а, ОГРН 1021001027629 (далее - Отдел), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации Олонецкого национального муниципального района, место нахождения: г. Олонец, ул. Свирской дивизии, д. 1 (далее - Администрация) о признании недействительными (ничтожными) пунктов 1.3, 2.2.3, 3.1 и 2.2 договора от 20.03.2009 безвозмездного пользования нежилым помещением (зданием).
Решением от 09.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.12.2011, признаны недействительными (ничтожными) пункты 1.3, 2.2.3 и 3.1 договора от 20.03.2009, заключенного между Администрацией и Отделом. В остальной части в иске отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение и постановление в части признания пункта 3.1 договора недействительным отменить и в иске в этой части отказать.
По мнению подателя жалобы, на Отдел правомерно возложена обязанность по возмещению расходов Администрации на уплату налога на имущество.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Администрации от 18.05.2009 N 622-р "О передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование" Администрация и Отдел 20.03.2009 заключили договор безвозмездного пользования нежилым помещением (зданием), в соответствии с которым Администрация обязалась предоставить Отделу здание районной милиции, расположенное по адресу: Республика Карелия, г. Олонец, Школьная ул., д. 16а, общей площадью 1053,5 кв.м., во временное пользование до завершения безвозмездной передачи данного имущества в федеральную собственность.
Здание передается с баланса Администрации на баланс Отдела с 01.01.2009 по акту приема-передачи (пункт 1.3 договора). Договор вступает в силу с 01.09.2009 и прекращает свое действие с момента перехода права собственности на здание в федеральную собственность (пункт 5.1 договора).
В силу пункта 2.2.2 договора Отдел обязался в месячный срок с момента оформления данного договора заключить договор на оказание коммунальных услуг, вывоз мусора и техническое обслуживание здания.
Согласно пункту 2.2.3 Отдел обязан поставить здание на балансовый учет, а также производить своевременные отчисления налоговых платежей в бюджет, связанных с использованием переданного имущества.
Пунктом 3.1 договора установлено, что в случае неисполнения пункта 2.2.3 договора плата за пользование имуществом исчисляется в соответствии с исчисленным налогом на данное имущество, подлежащим уплате в бюджет. При этом Отдел производит оплату путем безналичного расчета на основании счета-фактуры, выставляемого Администрацией ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Отдел, считая пункты 1.3, 2.2.3, 3.1 и 2.2.2 недействительными, так как они не соответствуют требованиям действующего законодательства, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, ссылаясь на пункт 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ (далее - Закон N 131-ФЗ), пришел к выводу, что в силу прямого указания названного закона Отдел вправе безвозмездно использовать здание районной милиции для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации и признал недействительными пункты 1.3, 2.2.3 и 3.1 договора от 20.03.2009.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или другого встречного предоставления.
В соответствии со статьей 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Таким образом, после заключения договора от 20.03.2009 у Отдела не возникло вещных прав на здание, в связи с чем условия о передаче здания с баланса Администрации на баланс Отдела (пункт 1.3), о постановке на балансовый учет здания и об отчислении налоговых платежей в бюджет (пункты 2.2.3 и 3.1) противоречат положениям статей 38, 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и статьи 689 ГК РФ, поскольку принятое в безвозмездное пользование имущество объектом налогообложения не является и законодательство о налогах и сборах не связывает с ним возникновение у Отдела обязанности по уплате налога.
Как правильно указали суды, пунктом 1 статьи 374 НК РФ установлено, что поскольку иное не предусмотрено статьей 378 НК РФ, объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, а в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2008, средства, полученные в безвозмездное пользование, учитываются на забалансовых счетах.
Кроме того, подпунктом 3 пункта 8 статьи 85 Закона N 131-ФЗ органам местного самоуправления предписано обеспечить безвозмездную передачу в федеральную собственность субъектов Российской Федерации находящегося на дату вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества. В переходный период до регистрации права собственности на указанное имущество федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе безвозмездно использовать указанное имущество для исполнения полномочий по предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Право на безвозмездное пользование Отдела имуществом также установлено статьей 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции".
Кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального права. Выводы, изложенные в обжалуемых решении и постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, а потому оснований для отмены судебных актов и удовлетворения жалобы нет.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.08.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2011 по делу N А26-3473/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.