Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Агеевой Е.А. и Шарапко Д.А. (доверенность от 26.03.2012 N АП-01-09/613),
рассмотрев 27.03.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгранкорм-Великий Новгород" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.09.2011 (судья Бочарова Н.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А44-3061/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Белгранкорм-Великий Новгород", место нахождения: 175450, Новгородская область, Крестецкий район, деревня Новое Рахино, дом 106, литера "А", ОГРН 107532000564 (далее - Общество, ООО "Белгранкорм-Великий Новгород"), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области, место нахождения: 173025, Великий Новгород, проспект Мира, дом 22/25 (далее - Управление, Росприроднадзор), от 04.07.2011 N 03-66/2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 14.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.12.2011, в удовлетворении заявленного Обществом требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит принятые по делу судебные акты отменить и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве Управление просит решение и постановление оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители Росприроднадзора возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направило в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, должностными лицами Росприроднадзора на основании распоряжений от 05.05.2011 N 52 и от 23.05.2011 N 52/1 в период с 17.05.2011 по 15.06.2011 проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований законодательства в сфере охраны окружающей среды. По результатам проверки составлен акт от 15.06.2011 N 52, согласно которому выявлены следующие нарушения:
превышены лимиты на размещение опасных отходов (ртутных ламп, люминесцентных, ртутьсодержащих трубок отработанных и брака, аккумуляторов свинцовых отработанных с неслитым электролитом, шин пневматических отработанных) на собственных объектах размещения;
на промплощадке N 1 Общества (деревня Старое Рахино) отходы 1 класса опасности (ртутные лампы, люминесцентные, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) (далее - ртутные лампы) накапливаются вне мест временного накопления (далее - МВН) - на открытой площадке в металлическом контейнере, в цехе N 2 птицеводческой площадки по выращиванию бройлеров вблизи деревни Сидельниково (система Patio) (далее - цех N 2) за пределами промплощадки в металлическом контейнере (в соответствии с лимитами местом накопления является закрытое помещение, а емкостью для накопления - деревянный ящик);
на территории промплощадок N 1, 2 (деревня Сидельниково), N 3 (деревня Новое Рахино), N 4 (деревня Поцепиха), цеха N 2 ртутные лампы накапливаются в отсутствие герметичной емкости и запасов веществ (хлорного железа) для нейтрализации токсичного воздействия в случае их боя (при этом случаи боя ламп зафиксированы при визуальном осмотре МВН N 11 промплощадки N 3);
у Общества отсутствует инструкция по обращению с отходом ртутные лампы;
на промплощадке N 4 установлен факт накопления отходов 4, 5 классов опасности в помещениях в гофрированных коробках и в таре, не предназначенной для этого (в соответствии с лимитами место их накопления - открытая асфальтированная площадка, емкость для накопления - металлический контейнер);
на промплощадке N 3 отходы 3 класса опасности (опилки древесные, загрязненные минеральными маслами и обтирочный материал, загрязненный маслами) накапливаются совместно с отходами 4, 5 классов опасности; отходы 2 класса опасности (аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с неслитым электролитом) накапливаются на открытой площадке под навесом, в то время как лимитами предусмотрено в закрытом помещении на стеллаже.
По результатам проверки должностным лицом Управления составлен протокол от 15.06.2011 N 03-66/2011 об административном правонарушении, в котором установлены нарушение ООО "Белгранкорм-Великий Новгород" требований, установленных пунктом 1 статьи 24, пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьей 11, пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пунктами 3, 7 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 681 (далее - Правила N 681), Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение производственной площадки ООО "Белгранкорм-Великий Новгород" от 01.03.2010 (далее - Проект нормативов), Проектной документацией "Строительство цеха N 2 птицеводческой площадки по выращиванию бройлеров вблизи деревни Сидельниково Крестецкого района Новгородской области" (далее - Проектная документация), Паспортом опасного отхода ртутные лампы в период с 01.10.2010 по 31.12.2010.
Рассмотрев материалы дела, старший государственный инспектор по охране природы Управления вынес постановление от 04.07.2011 N 03-66/2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 110 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Белгранкорм-Великий Новгород" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, установив наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события и вины административного правонарушения, предусмотренного статьи 8.2 КоАП РФ. Однако суд исключил из вменяемого Обществу правонарушения нарушение требований Проекта нормативов.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с данными выводами.
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункту 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Пунктом 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Статьей 11 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 1 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 Правил N 681 определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с данными Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Потребители ртутьсодержащих ламп (кроме физических лиц) для накопления поврежденных отработанных ртутьсодержащих ламп обязаны использовать специальную тару (пункт 7 Правил N 681).
Согласно пункту 14 данных Правил хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.
Проектной документацией и Паспортом опасного отхода ртутные лампы установлены места временного накопления отходов и требования к условиям их накопления в соответствии с классом опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4 статьи 210 АПК РФ).
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исключили из вменяемого Обществу правонарушения нарушение требований Проекта нормативов (превышение лимитов на размещение опасных отходов; накоплении отходов 3 класса опасности совместно с отходами 4 и 5 классов опасности; накоплении отходов 4, 5 классов опасности с нарушением требований, установленных Проектом нормативов), поскольку нарушения данных нормативов не охватываются диспозицией статьи 8.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Суды двух инстанций пришли к правомерному выводу о том, что факт нарушения Обществом положений пунктов 3, 7 Правил N 681 подтверждается актом проверки от 15.06.2011 N 52 с приложенными к нему фототаблицами, протоколом от 15.06.2011 N 03-66/2011 об административном правонарушении.
Кассационная инстанция согласна с выводами судов двух инстанций о наличии в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, события и вины административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не установлено.
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Новгородской области от 14.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А44-3061/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белгранкорм-Великий Новгород" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.