Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Гафиатуллиной Т.С., Константинова П.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" Осиповой В.Г. (доверенность от 30.12.2011),
рассмотрев 10.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.11.2011 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2012 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-10567/2011,
установил
Открытое акционерное общество "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат", ОГРН 1022901003070 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление), выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении Обществу на праве собственности земельного участка площадью 12 608 +/- 39 кв.м (кадастровый номер 29:26:010203:185), относящегося к категории земель населенных пунктов и расположенного относительно ориентира - здания, находящегося в границах участка (адрес ориентира: Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Декабристов, д. 3, корп. 1), а также о возложении обязанности на Управление принять решение о предоставлении указанного земельного участка в собственность Обществу, подготовить и направить заявителю проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Решением от 11.11.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2012, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить указанные решение и постановление, принять по делу новый судебный акт
По мнению подателя жалобы, у него отсутствуют полномочия распоряжаться федеральным земельным участком без поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, считая их законными.
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит 2-этажное нежилое здание столовой N 1 общей площадью 1904,9 кв.м (инвентарный номер 06010134), расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Декабристов, д. 3, корп. 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 23.10.2008 серии 29-АК N 294626).
Данный объект недвижимости расположен на указанном выше земельном участке, который находится в федеральной собственности. Данный факт подтверждается кадастровым паспортом объекта недвижимости от 02.04.2008, заверенным директором Новодвинского филиала государственного унитарного предприятия "БТИ Архангельской области", справкой Новодвинского филиала государственного унитарного предприятия "БТИ Архангельской области" от 21.01.2010 N 02-37/01-18-7, справкой Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 22.01.2010 N 01-01-14/33.
На основании постановления мэра города Новодвинска от 15.09.1999 N 343 и постановления главы администрации муниципального образования "Город Новодвинск" от 23.01.2003 N 42 рассматриваемый земельный участок принадлежит Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Общество 28.07.2009 обратилось в Управление с заявкой о предоставлении указанного земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, с приложением необходимого пакета документов. Управление направило данные документы в Росимущество для согласования.
Письмом от 18.12.2009 N 10/1618 Росимущество вернуло документы в Управление, указав на необходимость представить дополнительные документы, а именно: обоснование площади земельного участка, необходимой для использования объектов недвижимости, и материалы об отсутствии на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам. Управление в письме от 28.12.2009 N 4411 сообщило Обществу об этом решении Росимущества.
Общество 27.01.2010 направило в Управление дополнительные документы, запрошенные Росимуществом. Управление направило их в Росимущество, о чем уведомило Общество письмом от 18.02.2010 N 1513.
Однако Росимущество письмом от 20.05.2010 N ПП-10/13185 опять вернуло документы Управлению, указав на необходимость представить обоснование площади земельного участка, необходимой для использования объекта недвижимости.
Общество 01.06.2010 направило документы, запрошенные в данном письме, в Управление, которое в свою очередь направило эти документы в Росимущество.
Росимущество письмом от 21.09.2010 N ПП-10/27602 вернуло указанные документы в Управление и поручило ему привести в соответствии с действующим законодательством распоряжения Управления от 24.10.2007 N 1341-р и 1343-р, а также представить в Росимущество предложения о возможности использования незастроенной части испрашиваемого земельного участка под федеральные нужды; каких-либо требований об устранении замечаний, представлении дополнительных документов или сведений Обществу не было предъявлено. Управление в письме от 29.09.2010 N 8457 сообщило Обществу об этом решении Росимущества и пообещало повторно направить документы в Росимущество для принятия решения о приватизации земельного участка после устранения замечаний.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка в собственность так и не было принято, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования правомерны, направлены на защиту прав и интересов Общества. Апелляционный суд согласился с указанным выводом.
Кассационная инстанция считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими отмене либо изменению.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из приведенных норм следует, что ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) признаются недействительными, если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Материалами дела подтверждается, что Общество, будучи собственником объекта недвижимости, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ, представило в Управление полный пакет документов согласно перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Таким образом, суды правильно установили, что непринятие Управлением в установленный срок решения о предоставлении спорного земельного участка по заявлению Общества ничем не обосновано и противоречит требованиям закона, в частности пункту 6 статьи 36 ЗК РФ.
Доводы жалобы несостоятельны и не основаны на нормах закона.
В соответствии с пунктом 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями; Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В свою очередь Управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункты 4.1, 4.6 Типового положения о Территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374). В силу пункта 4.8 указанного Типового положения продажа земельных участков осуществляется по поручению Росимущества.
Из материалов дела усматривается, что задержка заключения договора купли-продажи связана с несоблюдением требований внутриведомственного подзаконного нормативного акта. Между тем сложившаяся ситуация не должна приводить к нарушению требований федеральных законов, в частности Земельного кодекса Российской Федерации.
Направление соответствующего поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами, и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости.
Ввиду отсутствия предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов решение от 11.11.2011 и постановление от 10.01.2012 должны быть оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.01.2012 по делу N А05-10567/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.