Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" Орешко Н.А. (доверенность от 09.07.2010, б/н),
рассмотрев 03.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2011 (судья Трохова М.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-21942/2011,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс", место нахождения: 188480, Ленинградская область, город Кингисепп, проспект Карла Маркса, дом 25/2, ОГРН 1104707000530 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Северо-Западному управлению государственного железнодорожного надзора, место нахождения: 190031, Санкт-Петербург, набережная реки Фонтанки, дом 117, литера "А", ОГРН 1057810036240 (далее - Управление), с заявлением о признании незаконными и отмене пунктов 1.4.1, 4.1.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 акта проверки от 06.04.2011 N 87/209 и пунктов 4, 8, 10, 11, 12, 14 предписания от 06.04.2011 N 87/209.
Решением от 23.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.12.2011, заявление Общества удовлетворено частично. Судом принят отказ заявителя от требований в части признания незаконным и отмене пункта 1.4.1 акта от 06.04.2011 N 87/209 и пункта 4 предписания от 06.04.2011 N 87/209. Производство по делу в указанной части, а также в части признания незаконными пунктов 4.1.1, 5.2.2, 5.2.3, 5.2.4, 5.2.5 акта проверки от 06.04.2011 N 87/209 прекращено. Признан незаконным пункт 8 предписания Управления от 06.04.2011 N 87/209. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконными пунктов 10, 11, 12, 14 предписания Управления от 06.04.2011 N 87/209, и удовлетворить заявленное Обществом требование. По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что требования указаний Министерства путей сообщения Российской Федерации от 20.02.1992 N С-175-у "О порядке учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков и других переносных средств закрепления подвижного состава" (далее - Указания МПС России N С-175-у), на него не распространяются.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Управления от 01.04.2011 N 209 была проведена проверка Общества по вопросам обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В ходе проверки, по результатам которой составлен акт от 06.04.2011 N 87/209, выявлены нарушения Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в редакции от 28.04.2009; далее Закон N 17-ФЗ), а также нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
В адрес Общества вынесено предписание от 06.04.2011 N 87/209, которым установлены следующие нарушения требований Указаний МПС России N С-175-у - отсутствует опись инструмента строгого учета (пункт 10); тормозной башмак N 13 находящийся в эксплуатации, пришел в негодность (пункт 11), отсутствует маркировка на 16 тормозных башмаках, с 24 по 40 включительно (пункт 12); проверка наличия и исправности тормозных башмаков, соответствие их маркировки (клейм) инвентарным описям, правильности учета, выдачи и хранения не реже одного раза в квартал, руководителем предприятия не производится (пункт 14). Указанные нарушения Обществу надлежало устранить в срок: пункт 10 до 12.04.2011, пункт 11 - немедленно, пункт 12 - до 14.04.2011, пункт 14 -до 15.04.2011.
Не согласившись с данными актом и предписанием, в том числе в части пунктов 10 - 12, 14, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления о признании незаконными пунктов 10, 11, 12. 14 предписания от 06.04.2011 N 87/209. Суд пришел к выводу о том, что Указание МПС России от 20.02.1992 N С-175-у обязательно для исполнения Обществом, и требование Управления об устранении спорных нарушений правомерно.
Суд апелляционной инстанции полностью согласился с указанным выводом.
Выслушав мнение представителя Общества, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Из материалов дела следует, что в собственности у Общества находятся железнодорожные пути необщего пользования, об эксплуатации которых у него с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" заключен договор от 07.05.2008 N 365/2.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 17-ФЗ законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте основывается на Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в редакции от 23.07.2008; далее - УЖТ РФ) и других федеральных законов.
Деятельность в области железнодорожного транспорта также регулируется актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, а также актами федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
В силу абзаца третьего части 2 статьи 4 Закона N 17-ФЗ государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется путем утверждения обязательных для исполнения всеми участниками перевозочного процесса, иными физическими и юридическими лицами нормативных правовых актов и иных актов и проведения контроля за их соблюдением.
Согласно статье 1 УЖТ РФ устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Статьей 129 УЖТ РФ предусмотрено, что изданные до вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты, в том числе акты законодательства Союза ССР, по вопросам, которые согласно настоящему Федеральному закону должны регулироваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, действуют впредь до принятия соответствующих актов.
Статьей 16 Закона N 17-ФЗ определено, что владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.
Обязательства по выполнению указанных работ закреплены за Обществом в пункте 19.6 договора от 07.05.2008 N 365/2.
Указанием МПС России от 20.02.1992 N С-175-у определен порядок учета, маркировки (клеймения), выдачи и хранения тормозных башмаков и других переносных средств закрепления подвижного состава на всех предприятиях железнодорожного транспорта (структурных единицах, подразделениях), подъездных путях промышленных предприятий и организаций, обслуживаемых локомотивом железной дороги или находящихся на ее балансе.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требования Указания МПС России от 20.02.1992 N С-175-у обязательны для исполнения Обществом.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что Общество должно было обеспечить комплекс мер по учету, маркировке (клеймению), выдаче и хранении тормозных башмаков.
Из материалов дела видно, что приказом от 11.01.2011 N 1 Обществом назначены лица, ответственные за закрепление вагонов, сохранность, учет и клеймение башмаков.
Однако, как правомерно установлено судами и не оспаривается заявителем, требования Указаний МПС России от 20.02.1992 N С-175-у им не были исполнены, в связи с этим Управлением было вынесено спорное предписание.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленного Обществом требования в части признания незаконными пунктов 10, 11, 12. 14 предписания Управления от 06.04.2011 N 87/209..
Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.08.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.12.2011 по делу N А56-21942/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Универсальный перегрузочный комплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.