Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Ломакина С.А., Михайловской Е.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПроектИнвест - 2" Романченко А.А. (доверенность 16.01.2012 N 17),
рассмотрев 04.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПроектИнвест - 2" на решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2011 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А66-13114/2010,
установил
Общество с ограниченной ответственностью "ПроектИнвест - 2", место нахождения: 123007, Москва, ул. Розанова, д. 6, стр. 4, ОГРН 1047796011450 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к муниципальному унитарному многоотраслевому жилищно-коммунальному предприятию "Сахарово" (170904, г. Тверь, пгт. Сахарово, ул. Василевского, д. 14; ОГРН 1026900533923; далее - Предприятие) с требованием обязать Предприятие принять на себя исполнение обязательств общества с ограниченной ответственностью "Мамулино-энерго" (далее - общество "Мамулино-энерго") путем подписания соглашения к договору технологического присоединения к тепловым сетям от 02.10.2008 N 03 на условиях замены "исполнителя" на Предприятие по договору с обществом "Мамулино-энерго".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество "Мамулино-энерго" (170027, г. Тверь, ул. Ильи Касьянова, д. 7; ОГРН 1066950071957), общество с ограниченной ответственностью "Мамулино" (г. Тверь, Дружинная ул., д. 18; ОГРН 1066950072991; далее - общество "Мамулино"), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (170000, г. Тверь, Новоторжская ул., д. 1; ОГРН 1036900087806; далее - Департамент), Региональная энергетическая комиссия Тверской области (в настоящее время Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области; 170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900585942; далее - РЭК Тверской области), общество с ограниченной ответственностью "ФинансИнвест" (127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 4А, стр. 2; ОГРН 1065043016720; далее - общество "ФинансИнвест"), общество с ограниченной ответственностью "ЛИДЕР" (117218, Москва, Новочеремушкинская ул., д. 21, корп. 1; ОГРН 1047796062830; далее - общество "Лидер"), администрация города Твери (170000, г. Тверь, Советская ул., д. 11; ОГРН 1066950062717).
Решением суда от 16.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2011, Обществу отказано в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, вывод суда о незаключенности договора технологического присоединения к тепловым сетям от 02.10.2008 N 03 (далее - договор от 02.10.2008) является необоснованным и не исследован в суде первой инстанции. Истец указывает, что судом применены положения Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360), в редакции, не действующей на момент заключения договора от 02.10.2008. Общество считает, что в договоре от 02.10.2008 согласованы все существенные условия.
В отзывах Департамент и Предприятие, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просят судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы.
Остальные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществом (арендатор) и Комитетом по управлению имуществом Тверской области (арендодатель) по итогам аукциона заключен договор аренды земельных участков, предназначенных для комплексного освоения в целях жилищного строительства от 19.10.2007 N 0424-з/07.
Муниципальному образованию г. Твери на праве собственности принадлежат котельная (г. Тверь, ул. Складская), центральные тепловые пункты (г. Тверь, ул. Георгиевская, д. 2/4 и 20/3, во дворе) а также тепловые сети в Пролетарском районе г. Твери пос. Мамулино (далее - муниципальное имущество), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (том дела 1, листы 133 - 135; том дела 3, листы 21 - 23).
Комиссией по эффективному использованию муниципального имущества 27.10.2006 принято решение о проведении конкурса на право заключения договора аренды имущества. До проведения конкурса Департаменту предписывалось передать инженерные сети и сооружения на хранение обществу "Мамулино" с разрешением использовать для социальных нужд п. Мамулино (том дела 1; лист 141).
Между обществом "Мамулино" (хранитель) и Департаментом (поклажедатель) заключен договор хранения от 01.11.2006 N 69 (далее - договор хранения), согласно которому хранитель обязался хранить муниципальное имущество, переданное ему поклажедателем, и вернуть его в сохранности, а поклажедатель обязался принять имущество обратно. Срок действия договора хранения определен сторонами с 01.11.2006 до принятия поклажедателем решения по дальнейшему использованию имущества или до востребования имущества поклажедателем.
Согласно указанному договору хранитель обязан лично осуществлять хранение, а временная передача имущества на хранение третьему лицу возможна с письменного согласия поклажедателя (пункт 2.1.2).
Дополнительным соглашением от 10.11.2006 к договору хранения стороны определили, что хранитель имеет право использовать имущество по его целевому назначению, действуя с целью защиты интересов поклажедателя и обеспечения сохранности муниципального имущества (том дела 1; лист 33).
Обществом "Мамулино" заключен договор от 01.11.2006 N 2 с обществом "Мамулино-энерго" об оказании услуг по технической эксплуатации муниципального имущества, осуществлении выработки и поставки тепловой энергии в целях отопления и горячего водоснабжения населения и юридических лиц, а также заключения с ними договоров на поставку указанных ресурсов.
РЭК Тверской области в период с 2007 года по 2010 год устанавливало для общества "Мамулино-энерго" тарифы на тепловую энергию.
Из письма Департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери от 19.02.2008 N 2901/525 следует, что технические условия на подключение к существующим сетям теплоснабжения выдает общество "Мамулино-энерго" (том дела 3; лист 85).
В 2008 году заместителем главы Администрации обществу "Мамулино-энерго" согласована инвестиционная программа по развитию системы теплоснабжения п. Мамулино, согласно которой общий объем финансирования программы составляет 19 400 000 руб., в том числе в виде платы за подключение вновь создаваемых объектов капитального строительства в размере 17 900 000 руб. (том дела 3; листы 24 - 30).
Общество (заказчик) заключило с обществом "Мамулино-энерго" (исполнитель) договор от 02.10.2008. Согласно указанному договору исполнитель принял на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика установленной мощностью 1,5 Гкал (для теплоснабжения жилой застройки микрорайона "Мамулино - 2", расположенной по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., д. 15 - 21) к котельной исполнителя, а заказчик обязался произвести оплату по договору и обеспечить готовность указанных теплоустановок к включению в тепловую сеть исполнителя путем осуществления в полном объеме своих обязательств по названному договору.
Неотъемлемой частью названного договора являются технические условия присоединения энергопринимающих устройств заказчика к тепловым сетям исполнителя.
Технические условия Обществу выданы обществом "Мамулино-энерго" 03.10.2008. Срок их действия составил 36 месяцев, то есть до 03.10.2011 (том дела 4; лист 57).
Платежными поручениями от 14.10.2008 N 1444 и от 21.10.2008 N 1507 заказчик перечислил исполнителю 4 000 000 руб. по договору от 02.10.2008.
Кроме названного договора между Обществом и обществом "Мамулино-энерго" заключены три договора от 08.10.2008, 10.11.2008 и 14.04.2009 на подключение других объектов. В связи с этим 11.05.2009 Обществу выданы технические условия N 36 сроком действия 3 года на суммарную тепловую нагрузку 5,7 Гкал/час.
После перечисления денежных средств по договорам технологического присоединения (16 700 000 руб.) общество "Мамулино-энерго" произвело работы по ремонту и замене оборудования котельной, центральных тепловых пунктов, тепловых сетей (том дела 1; листы 136 - 140).
Комиссией по эффективному использованию муниципального имущества г. Твери 16.11.2009 принято решение о расторжении договора хранения имущества, заключенного между Департаментом и обществом "Мамулино", с одновременной передачей имущества в аренду Предприятию на 30 календарных дней до момента проведения конкурса в соответствии с действующим законодательством (том дела 4; лист 18).
Из протокола совещания от 10.03.2010, утвержденного заместителем главы администрации г. Твери, следует, что общество "Мамулино" обязано возвратить Департаменту муниципальное имущество после окончания отопительного сезона в недельный срок (том дела 3; листы 31 - 33).
Акт приема-передачи муниципального имущества подписан между Департаментом и обществом "Мамулино" 20.05.2010 года.
Муниципальное имущество 05.05.2010 передано Департаментом (арендодатель) Предприятию (арендатор) по договору аренды N 1. Из пункта 1.3 указанного договора следует, что арендатор является производителем и поставщиком услуг теплоснабжения (отопление и горячее водоснабжение) в г. Твери. Передаваемое имущество не обременено правами третьих лиц, сервитутом, не находится под арестом или в залоге.
Срок действия договора аренды определен сторонами с момента заключения на 11 месяцев.
Письмами от 18.02.2010 N 02, от 17.05.2010 N 08, от 19.05.2010 N 11 общество "Мамулино" уведомило Департамент о наличии у муниципального имущества обременения в виде обязательств по технологическому присоединению тепловой сети Общества к тепловым сетям котельной в п. Мамулино, необходимой для теплоснабжения жилой застройки по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., д. 15 - 21 (том дела 3; листы 83, 84, 101).
Общество письмом от 09.09.2010 обратилось к Предприятию с просьбой принять исполнение обязательств общества "Мамулино-энерго" по договору технологического присоединения в качестве организации, осуществляющей эксплуатацию тепловых сетей в п. Мамулино, путем подписания соответствующих соглашений к названному договору.
Предприятие письмом от 21.09.2010 N 781 указало, что не может принять на себя исполнение обязательств общества "Мамулино-энерго", т.к. не располагает свободной мощностью котельной.
Из материалов дела следует, что 14.07.2010 Предприятие выдало технические условия на подключение к тепловым сетям Предприятия обществу "ФинансИнвест", а 07.09.2010 - обществу "Лидер". Объекты указанных лиц присоединены без взимания за это платы.
Полагая незаконным отказ Предприятия в принятии на себя обязательств общества "Мамулино-энерго" по договору технологического присоединения, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 426, 432, 450 - 452 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также пунктов 2, 5, 12 Правил N 360 (в редакции от 27.11.2010), признал договор технологического присоединения от 02.10.2008 незаключенным, поскольку сторонами не достигнуто соглашение по существенным условиям указанного договора.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции. При этом апелляционная инстанция указала, что применение судом пункта 12 Правил N 360 в редакции, действовавшей с 21.12.2010, не повлекло принятия неправильного судебного акта.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что договор от 02.10.2008 является незаключенным, не основаны на положениях действующего законодательства и материалах дела.
Пунктом 9 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены обязанности органов местного самоуправления по выдаче технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, информацию о плате за подключение, а также предоставлении информации о плате за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Согласно пункту 10 названного Кодекса порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83), регулируются отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Согласно пункту 5 Правил N 83 орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
В данном случае такие технические условия Обществу органом местного самоуправления не выданы.
В силу пункта 15 Правил N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора. Порядок заключения и исполнения указанного договора, существенные условия такого договора, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 360, которыми предусмотрен порядок заключения, в том числе определения существенных условий, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод.
В силу пункта 5 Правил N 360 договор о подключении является публичным договором и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.
Существенные условия договора о подключении определены пунктом 12 Правил N 360. К таким условиям в момент заключения спорного договора, в первоначальной редакции Правил отнесены: размер нагрузки ресурса, потребляемого объектом капитального строительства, который обязан обеспечить исполнитель в точках подключения; местоположение точек подключения на границах земельного участка; условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; дата подключения объекта капитального строительства, не ранее которой исполнитель обязан обеспечить подготовку сетей инженерно-технического обеспечения к подключению объекта капитального строительства; размер платы за подключение и порядок ее внесения.
Суды обеих инстанций пришли к выводу, что Обществом и обществом "Мамулино-энерго" не согласован срок осуществления исполнителем мероприятий по подключению, а также местоположение точек подключения на границах земельного участка и условия подключения внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудования объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии с пунктами 2.3.1 и 2.3.2 договора от 02.10.2008 мероприятия по технологическому присоединению, обязательства сторон по их выполнению, а также срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению определяются в соответствии с разделом 3 договора.
При этом в разделе 3 договора от 02.10.2008 в пункте 3.1.4 не содержится срока присоединения теплосети заказчика к сети исполнителя.
Вместе с тем из текста договора от 02.10.2008 следует, что технические условия (приложение N 2 к договору) являются неотъемлемой частью указанного договора (пункт 1.4).
В соответствии с техническими условиями подключение к сетям первого контура теплоснабжения подразумевает строительство собственного теплового пункта. Предполагаемое место подключения на участке теплотрассы Ду-300 мм от котельной до ЦТП N 1, в непосредственной близости от мертвых опор. При составлении графика выполнения монтажных работ по врезкам предусмотрен период их выполнения в диапазоне с 01 по 15 августа.
Таким образом, техническими условиями от 03.10.2008 N 177 определены место и условия подключения.
Пунктом 7.1 договора предусмотрено, что договор действует в течение срока действия технических условий. На срок действия технических условий указано и в пункте 3.2.2 договора, согласно которому для осуществления присоединения теплосети заказчик обязан представить исполнителю документы, перечисленные в пунктах 3.2.2.1 - 3.2.2.7, не позднее истечения срока действия технических условий. Следовательно, стороны предусмотрели выполнение обязательств по договору, в том числе срок подключения объекта капитального строительства, в пределах срока действия технических условий, что не противоречит пункту 12 Правил N 360.
При таких обстоятельствах судами первой и апелляционной инстанций сделан необоснованный вывод о том, что договор от 02.10.2008 является незаключенным.
Вместе с тем ошибочный вывод судебных инстанций не повлек принятия неправильного решения.
В данном случае основанием требования истца является то обстоятельство, что тепловые сети и оборудование, к которым должно осуществляться подключение объектов Общества, переданы другому лицу, к которому, по мнению истца, перешли обязанности общества "Мамулино-энерго" по подключению возводимых объектов к тепловой сети.
Как видно из материалов дела, Предприятие не является правопреемником обществ "Мамулино" и "Мамулино-энерго". При передаче муниципального имущества (котельной, ЦТП и тепловых сетей) обязательства, вытекающие из договора от 02.10.2008, ответчику не переданы. Предусмотренных гражданским законодательством оснований для замены общества "Мамулино-энерго" на Предприятие в обязательстве не имеется, в связи с чем суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает решение суда и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 16.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2011 по делу N А66-13114/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПроектИнвест - 2" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.