Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Клириковой Т.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" Краснопольского С.О. (доверенность от 01.01.2011 N 1),
рассмотрев 17.04.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2011 по делу N А26-6795/2011 (судья Гарист С.Н.),
установил:
Открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия (далее - Управление, ГУ МЧС) - предписания от 09.08.2011 N 25-3/1/1, пункта 1 предписания от 09.08.2011 N 25-4/1/1 и пункта 2 предписания от 09.08.2011N 25-7/1/1 (с уточнениями в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Решение суда первой инстанции от 31.10.2011 заявленные Обществом требования удовлетворены (с учетом определения Арбитражного суда Республики Карелия от 14.03.2012 об исправлении описки).
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ГУ МЧС просит принятое по делу решение отменить, в удовлетворении требования отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве Общество просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие согласно статье 284 АПК РФ.
Законность решения суда первой инстанции проверена в кассационном порядке.
На основании распоряжения Главного государственного инспектора Республики Карелия по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Карелия от 15.06.2011 N 25 в период с 20.06.2011 по 09.08.2011 проведена плановая проверка в отношении Общества.
В ходе проверки, оформленной актом от 09.08.2011 N 25, установлены, в частности, следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
- Беломорский участок. Помещения участка не отделены от жилой части дома противопожарной перегородкой без проемов;
- Сегежское отделение. Помещения офиса не отделены от помещений жилой части дома противопожарной перегородкой;
- Суоярвский участок. Помещения компании не отделены от жилой части дома противопожарной перегородкой без проемов.
Отделами надзорной деятельности Сегежского района, Беломорского и Кемского районов, а также Пряжинского и Суоярвского районов Управления надзорной деятельности ГУ МЧС 09.08.2011 выданы предписания N 25-3/1/1, N 25-4/1/1 и N 25-7/1/1, которыми Обществу необходимо в срок до 01.08.2012 устранить указанные нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Не согласившись с вынесенными предписаниями, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, указав, что на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований пожарной безопасности, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. Во всех оспариваемых предписаниях речь идет о нарушении требований пункта 7.1.12 СНиП 31.-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", которые на момент принятия оспариваемых ненормативных актов носили рекомендательный характер.
Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В частях 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
В соответствии с частью 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ со дня вступления в силу названного Закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям названого закона.
Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) введен в действие 01.07.2010.
Согласно части 5 статьи 42 Закона N 384-ФЗ уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля 2012 года осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 24.12.2010 N 778, утверждена актуализированная редакция свода правил (СП) 54.13330.2011 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные", содержащие требования, аналогичные требованиям пункта 7.1.12 СНиП 31.-01-2003, согласно которым помещения общественного назначения следует отделять от помещений жилой части противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проемов, в зданиях 1 степени огнестойкости - перекрытиями 2-го типа.
Согласно частям 1 и 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 данной статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями.
Пунктом 82 перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, предусмотрено обязательное исполнение разделов 4 (пункты 4.1, 4.4 - 4.9, 4.16, 4.17), 5, 6, 8 (пункты 8.1 - 8.11, 8.13, 8.14), 9 - 11 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Как установлено судом первой инстанции, в спорных предписаниях содержится требование об устранении нарушения пункта 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Пункт 7.1.12 СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" не отнесен к обязательным для исполнения нормативным документам и с введением в действия 01.07.2010 Закона N 384-ФЗ (то есть на момент принятия оспариваемых ненормативных актов) носит рекомендательный характер.
Также судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что свод правил (СП) 2.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденный приказом Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации от 25.03.2009 N 172, содержащий аналогичное требование, также носит рекомендательный характер.
В соответствии со статьей 6 Закона N 69-ФЗ и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный пожарный надзор, должно содержать законные требования, соблюдение которых обязательно в силу закона.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемые предписания подлежат признанию недействительными, и удовлетворил заявленные Обществом требования.
Доводам подателя кассационной жалобы судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
Основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 31.10.2011 по делу N А26-6795/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.