Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Центральной акцизной таможни Соседко Ю.В. (доверенность от 23.09.2011 N 03-42/24219),
рассмотрев 10.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2011 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-42642/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Корунд", место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, Черниговская ул., д. 8, лит. А, пом. 52-Н, ОГРН 1077847634556 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни, место нахождения: 109240, Москва, Яузская ул., д. 8, ОГРН 1027700552065 (далее - Таможня), в лице Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного), место нахождения: 198206, Санкт-Петербург, Петергофское ш., д. 67, оформленного письмом от 17.05.2011 N 41-10-30/3110, об отказе в возврате излишне уплаченных и об обязании Таможни возвратить Обществу 81 326 руб. 51 коп. таможенных платежей, излишне уплаченных в связи с корректировкой таможенной стоимости по грузовой таможенной декларации N 10009194/200409/0005519 (далее - ГТД), с целью устранения нарушенных прав и законных интересов Общества.
Решением суда первой инстанции от 06.10.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.01.2012, заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение от 06.10.2011 и постановление от 26.01.2012. Податель жалобы указывает, что оспариваемое письмо Таможни не является отказом в возврате денежных средств; обращение Общества оставлено без рассмотрения, и заявитель имел возможность повторно обратиться в таможенный орган, приложив документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей. Кроме того, таможенный орган ссылается на неправильное применение судами норм процессуального права - законность либо незаконность действий Таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ГТД, не являлась предметом настоящего спора, следовательно, суды, сделав вывод о незаконности действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, вышли за пределы заявленных Обществом требований.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Общество как получатель на основании контракта от 13.12.2007 N CG/001, заключенного с компанией "Certano Group Ltd." (Белиз), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар - дорожную разметочную машину. Таможенная стоимость товара определена Обществом с использованием основного метода определения таможенной стоимости - по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В ходе таможенного оформления декларант представил учредительные документы, внешнеторговый контракт, приложение и дополнительные соглашения к контракту, инвойс, товаросопроводительные документы.
По итогам проверки представленных Обществом при таможенном оформлении документов Таможня сделала вывод о невозможности применения первого метода определения таможенной стоимости, запросила дополнительные документы (запрос от 20.04.2009) и в связи с их непредставлением приняла решение о необходимости корректировки заявленной таможенной стоимости. Таможня предложила Обществу определить таможенную стоимость ввезенного товара с применением другого метода, при этом представленные Обществом одновременно с ГТД документы не приняты Таможней в качестве надлежащего обоснования заявленной им таможенной стоимости.
Общество оформило декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2); таможенная стоимость ввезенного Обществом товара определена по резервному методу - с использованием ценовой информации, имеющейся у таможенного органа.
Товар выпущен по ГТД после корректировки таможенной стоимости.
В связи с корректировкой таможенной стоимости товара Общество дополнительно уплатило 81 326 руб. 51 коп.
Общество на основании статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) обратилось в Таможню с заявлением от 12.05.2011 о возврате денежных средств.
Таможня письмом от 17.05.2011 N 41-10-30/3110 возвратила названное заявление без рассмотрения в связи с тем, что Общество не приложило к нему документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом таможенный орган не возвратил денежные средства, уплаченные Обществом в результате корректировки таможенной стоимости по ГТД.
Общество оспорило названное письмо Таможни в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что у таможенного органа отсутствовали правовые основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного Обществом по ГТД товара, удовлетворили заявление Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения с учетом следующего.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о тарифе) первоосновой для таможенной стоимости товаров является стоимость сделки в значении, установленном пунктом 1 статьи 19 данного Закона. При этом положения, установленные статьей 19 Закона о тарифе, применяются с учетом положений, установленных статьей 19.1 того же Закона.
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1 Закона о тарифе (пункт 1 статьи 19 этого Закона).
Согласно статье 322 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество.
В целях подтверждения заявленной таможенной стоимости декларант обязан представить документы, обосновывающие заявленную таможенную стоимость и избранный им метод определения таможенной стоимости (пункт 4 статьи 131 ТК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Положения статей 12, 19 - 24 Закона о тарифе, а равно статьи 323 ТК РФ исключают произвольный подход к порядку определения и заявления таможенной стоимости товаров.
В нарушение требований части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации таможенный орган не представил доказательств наличия предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Закона о тарифе оснований, препятствующих применению Обществом основного метода оценки таможенной стоимости.
В целях обоснования правомерности применения основного метода определения таможенной стоимости декларант должен представить документы, указанные в Перечне документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом, утвержденном приказом Федеральной таможенной службы от 25.04.2007 N 536.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали документы, предъявленные Обществом при таможенном оформлении, дали им надлежащую правовую оценку и сделали правомерный вывод о том, что Общество представило полный пакет документов, достоверно подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что суды правомерно пришли к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости товара, заявленной Обществом в ГТД.
Довод Таможни о том, что Общество не оспаривало решение о корректировке таможенной стоимости, следовательно, суды, сделав вывод о незаконности действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, вышли за пределы заявленных Обществом требований, отклоняется судом кассационной инстанции как необоснованный.
Таможней при оформлении ГТД принято решение о корректировке таможенной стоимости ввозимого товара. Именно действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости ввезенного товара привели к дополнительной уплате Обществом 81 326 руб. 51 коп. таможенных платежей. Данное обстоятельство не оспаривается Таможней и подтверждается представленными в материалы дела документами.
Суды, рассматривая по существу вопрос о возврате таможенных платежей, правомерно исследовали вопрос о законности действий таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара.
Согласно части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Таким образом, суды, признав незаконными действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости, правомерно удовлетворили требование Общества и обязали Таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 81 326 руб. 51 коп.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2012 по делу N А56-42642/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.