Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Константинова П.Ю., Сапоткиной Т.И., с ведением протокола судебного заседания помощником судьи Ананьевой Э.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Нинэль" Королевой А.М. (доверенность от 01.01.2012), от Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Львова В.А. (доверенность от 27.12.2011 N 15849-04),
рассмотрев 04.05.2012 в открытом судебном заседании, проведенном с использованием видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2011 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А66-9324/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Нинэль", место нахождения: 170033, г. Тверь, ул. Склизкова, д. 48, ОГРН 1036900008793 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Комитета по управлению имуществом Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561001 (далее - Комитет), от 07.07.2009 N 1408 "О внесении изменений в распоряжение комитета по управлению имуществом Тверской области от 14.04.2009 N 631" (далее - Распоряжение N 1408) в части включения арендуемых Обществом по договорам аренды от 02.09.2003 N 3021-к и от 26.04.2005 N 4140-к нежилых помещений в Перечень государственного имущества Тверской области, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень).
Решением от 26.09.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2012, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе правопреемник Комитета, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1026900561071 (далее - Министерство), ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые решение и постановление отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Как указывает Министерство, судебными актами по делу N А66-5266/2009 установлено, что Общество не обладает преимущественным правом на приобретение нежилых помещений площадью 244,6 кв.м, следовательно, включение названных помещений в Перечень не нарушает права и законные интересы заявителя; в связи с указанным отсутствует совокупность условий, предусмотренных статьей 198 АПК РФ, для признания Распоряжения N 1408 недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества против ее удовлетворения возражал.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (арендатор) на основании договора аренды от 02.09.2003 N 3021-к и дополнительного соглашения от 19.04.2006 N 5, заключенных с Комитетом, арендует нежилые помещения с кадастровыми номерами 69:40:02:00:038:0001:1/019248/37:10001/А и 69:40:02:00:038:0001:1/019248/37:10009/А общей площадью 244,6 кв.м, расположенные на первом этаже дома N 48 по улице Склизкова в городе Твери, сроком по 06.09.2012.
Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) также заключили договор от 26.04.2005 N 4140-к аренды нежилых помещений N 29-32, 34-36, 58-61 общей площадью 76,9 кв.м, расположенных по тому же адресу, сроком с 15.03.2005 по 14.03.2012.
Общество обратилось в Комитет с заявлением от 16.03.2009 о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемых нежилых помещений с кадастровыми номерами 69:40:02:00:038:0001:1/019248/37:10001/А и 69:40:02:00:038:0001:1/019248/37:10009/А общей площадью 244,6 кв.м, а также с кадастровым номером 69:40:02:00:038:0001:1/019248/37:10008/А общей площадью 76,3 кв.м.
Письмом от 10.04.2009 N 3791-05 Комитет отказал в предоставлении преимущественного права на приобретение арендуемых помещений по причине нарушения сроков внесения арендных платежей и наличия непогашенной неустойки, начисленной Обществу в связи с просрочкой оплаты по договорам аренды. Комитет также сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих возможность отнесения его к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Распоряжением Комитета от 14.04.2009 N 631 утвержден Перечень.
Распоряжением N 1408 внесены изменения в распоряжение Комитета от 14.04.2009 N 631, при этом в Перечень включены арендуемые Обществом нежилые помещения.
Распоряжение N 1408 опубликовано в газете "Тверская жизнь" от 21.07.2009 N 134 (26.705).
Общество, считая, что Распоряжение N 1408 в части включения спорных помещений в Перечень противоречит Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), постановлению администрации Тверской области от 16.12.2008 N 475-па "Об утверждении Порядка ведения перечня государственного имущества Тверской области, свободного от прав третьих лиц, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в Положение об аренде недвижимого государственного имущества Тверской области" (далее - Постановление N 475-па) и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды пришли к выводу, что включение спорного имущества в Перечень не соответствует закону, поскольку на момент принятия Распоряжения N 1408 спорное имущество было предметом судебного разбирательства по делу N А66-5266/2009.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
Согласно статье 3 Закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением в марте 2009 года) субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости. Данное право может быть реализовано при наличии в совокупности четырех условий, предусмотренных этой статьей, в том числе если арендуемое имущество находится во временном владении и (или) временном пользовании субъекта малого или среднего предпринимательства непрерывно в течение трех и более лет до дня вступления в силу данного Закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ в целях имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органам государственной власти и местного самоуправления предоставлено право утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, предназначенного только для предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 4.1 упомянутой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 названной статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
В силу части 4.2 той же статьи государственное и муниципальное имущество, включенное в перечни, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого или среднего предпринимательства, арендующих это имущество.
Постановлением N 475-па утвержден Порядок ведения перечня государственного имущества Тверской области, свободного от прав третьих лиц, которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Порядок).
Разделом II Порядка определены условия для включения государственного имущества Тверской области в Перечень. В соответствии с пунктом 2.1.3 Порядка государственное имущество Тверской области должно быть свободно от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), не являться предметом залога, не являться предметом судебных разбирательств.
Как указано в абзаце втором пункта 5 информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящего в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд также может признать наличие у арендатора права на приобретение и в том случае, если после опубликования Закона N 159-ФЗ субъектом Российской Федерации или органом местного самоуправления были совершены иные действия, имеющие своей целью исключительно воспрепятствование реализации субъектами малого или среднего предпринимательства права на приобретение (например, имущество, являющееся объектом договора аренды, было внесено в уставный капитал хозяйственного общества или передано унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Закона N 209-ФЗ перечень государственного или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства).
Суды установили, что в рамках дела N А66-5266/2009 Арбитражным судом Тверской области рассмотрено заявление Общества о признании незаконным отказа Комитета, оформленного письмом от 10.04.2009 N 3791-05, в реализации преимущественного права Общества на приобретение арендуемых по договорам аренды от 02.09.2003 N 3021-к и от 26.04.2005 N 4140-к помещений; об обязании Комитета совершить действия, указанные в пункте 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ.
Решением от 05.11.2009 по делу N А66-5266/2009 в удовлетворении заявления отказано. Постановлением апелляционного суда от 29.04.2010, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.08.2010, решение от 05.11.2009 по названному делу частично отменено. Апелляционный суд признал незаконным отказ Комитета в реализации преимущественного права Общества на приобретение арендуемых помещений общей площадью 76,3 кв.м и обязал Комитет заключить договор на проведение оценки рыночной стоимости этого помещения, принять решение об условиях его приватизации в двухнедельный срок со дня принятия отчета об оценке, а также в десятидневный срок направить заявителю проекты договора купли-продажи данного имущества и договора о его залоге. В остальной части решение оставлено без изменения.
Суды пришли к выводу о том, что Распоряжение N 1408 принято Комитетом с нарушением пункта 2.1.3 Порядка, поскольку на момент включения спорного имущества в Перечень оно было предметом судебного разбирательства по делу N А66-5266/2009. Апелляционный суд также указал, что принятие Комитетом Распоряжения N 1408 после обращения Общества с заявлением о реализации преимущественного права выкупа арендуемых помещений направлено на воспрепятствование заявителю в реализации преимущественного права на приобретение спорного имущества.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о наличии условий для признания оспариваемого распоряжения в части включения в Перечень арендуемых Обществом помещений недействительным и удовлетворили заявление.
Довод жалобы о том, что включение в Перечень помещений площадью 244,6 кв.м не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку судебными актами по делу N А66-5266/2009 установлено, что Общество не обладает преимущественным правом на приобретение названных помещений, отклоняется кассационной инстанцией. Поскольку на момент принятия Распоряжения N 1408 помещения площадью 244,6 кв.м и 76,3 кв.м являлись предметом судебного разбирательства по делу N А66-5266/2009, оспариваемое распоряжение нарушало права и законные интересы заявителя.
Нормы материального и процессуального права применены судами правильно. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А66-9324/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.