Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 14.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Междуреченском районе Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2011 (судья Парфенюк А.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-10673/2011,
установил:
Государственное учреждение - отдел Пенсионного фонда Российской Федерации в Междуреченском районе Вологодской области, место нахождения: 161050, Вологодская обл., Междуреченский р-н, с. Шуйское, Сухонская наб., д. 19, ОГРН 1023501452370 (далее - Пенсионный фонд), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к крестьянскому хозяйству "Починок", место нахождения: 161052, Вологодская обл., Междуреченский р-н, д. Марковское, ОГРН 1023501455152 (далее - КХ "Починок", Крестьянское хозяйство), о взыскании санкций в размере 1039 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012, в удовлетворении заявленных требований Пенсионного фонда отказано.
В кассационной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что Петров В.В., являясь главой Крестьянского хозяйства, в сфере отношений по обязательному пенсионному страхованию приравнен к индивидуальным предпринимателям, поэтому обязан уплачивать страховые взносы и, соответственно, представлять индивидуальные сведения. Кроме того, Пенсионный фонд ссылается на то, что акт и решение о привлечении к ответственности были вынесены в отношении Крестьянского хозяйства в лице его главы Петрова В.В., то есть к ответственности был привлечен глава Крестьянского хозяйства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Пенсионный фонд при осуществлении контроля за своевременностью представления страхователями сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, установил факт непредставления Крестьянским хозяйством в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) срок сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010 год, о чем составил акт от 31.05.2011 N 13.
Решением Пенсионного фонда от 04.07.2011 N 13 Крестьянское хозяйство привлечено к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета в виде финансовой санкции в размере 10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 1039 руб.20 коп.
Требованием от 04.08.2011 N 13 Пенсионный фонд предложил КХ "Починок" до 23.08.2011 уплатить названную сумму штрафа.
Из материалов дела также следует, что акт от 31.05.2011 N 13, решение от 04.07.2011 N 13 и требование от 04.08.2011 N 13 о добровольной уплате финансовых санкций в срок до 23.08.2010 направлены в адрес Крестьянского хозяйства, что подтверждается копиями списков почтовых отправлений.
В связи с тем, что Крестьянское хозяйство в добровольном порядке требование не исполнило, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция считает, что, отказывая Пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на период до 01.01.2013 года. На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы указанного Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из абзаца восьмого статьи 1 Закона N 27-ФЗ индивидуальным (персонифицированным) учетом является организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Понятия "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" определены в статье 1 Закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся юридические лица (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", далее - Закон N 167-ФЗ), крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
На основании пункта 1 статьи 28 Закона N 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа уплачивают страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 167-ФЗ, а именно: индивидуальные предприниматели, адвокаты и приравненные к ним в целях названного Закона частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы.
В рассматриваемом случае Крестьянское хозяйство зарегистрировано в Пенсионном фонде Российской Федерации 01.06.2006 (регистрационный номер 045-013-000068) и является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах.
Согласно пункту 12 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 213-ФЗ) в целях реализации Закона N 27-ФЗ (в редакции Закона N 213-ФЗ) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в редакции Закона N 213-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судами установлено, что Крестьянское хозяйство сведений о работающих у него застрахованных лицах за 2010 год в установленный срок не представило.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, Крестьянское хозяйство привлечено к ответственности как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы.
Из материалов дела следует, что Пенсионный фонд в акте от 31.05.2011 N 13, решении о привлечении к ответственности от 04.07.2011 N 13 указал на обязанность представления Крестьянским хозяйством индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Пункты 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусматривают обязанность представления индивидуальных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, и не могут применяться к юридическим лицам.
Следовательно, как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, Пенсионный фонд не вправе привлекать Крестьянское хозяйство к ответственности за непредставление сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность организаций представить индивидуальные сведения о каждом работающем застрахованном лице.
Как установили суды, привлекая Крестьянское хозяйство к ответственности, Пенсионный фонд не установил, имеются ли у Крестьянского хозяйства застрахованные лица либо его глава самостоятельно уплачивает фиксированный платеж в соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 212-ФЗ.
При этом если у Крестьянского хозяйства имеются застрахованные лица, то размер штрафа должен исчисляться от суммы страховых взносов, исчисленных с выплат таким лицам. Если глава Крестьянского хозяйства самостоятельно уплачивает страховые взносы в виде фиксированного платежа как предприниматель, то обязанность представлять индивидуальные сведения в силу пунктов 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ возлагается на главу, а не на крестьянское хозяйство.
Кроме того, из материалов дела следует, что Пенсионный фонд применил к Крестьянскому хозяйству финансовую санкцию, исчисленную от суммы фиксированного платежа.
Вместе с тем, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, юридические лица не являются плательщиками страховых взносов в виде фиксированного платежа.
С учетом изложенного суды пришли к обоснованному выводу о том, что Крестьянское хозяйство как юридическое лицо не является плательщиком страховых взносов в виде фиксированного платежа, в связи с этим не может быть привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 10% от суммы фиксированного платежа аналогично физическому лицу, самостоятельно уплачивающему страховые взносы.
Суды правомерно отклонили доводы Пенсионного фонда, указав, что в данном случае Пенсионный фонд привлек к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании Крестьянское хозяйство как юридическое лицо, а не Петрова В.В. - главу хозяйства, о чем свидетельствует указание в акте от 31.05.2011 N 13, решении от 04.07.2011 N 13, требовании от 04.08.2011 N 13 регистрационного номера Крестьянского хозяйства - 045-013-000068.
Доводы, приведенные Пенсионным фондом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Пенсионного фонда у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А13-10673/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в Междуреченском районе Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.