Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Константинова П.Ю. и Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" Холмогоровой О.Н. (доверенность от 17.01.2012), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области Нечаевой К.И. (доверенность от 28.09.2011),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу N А56-64888/2010 (судьи Горбик В.М., Полубехина Н.С., Старовойтова О.Р.),
установил:
Открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания", место нахождения: 187326, Ленинградская обл., Кировский р-н, Приладожский пгт, д. 23а, д. 3, ОГРН 1044700565172 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области со следующими требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, место нахождения: 109012, Москва, Никольский пер., д. 9, ОГРН 1087746829994 (далее - Росимущество), и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, ОГРН 1097847215135 (далее - Управление Росимущества):
- признать незаконным отказ в предоставлении заявителю в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 47:07:1703021:43, 47:07:1703021:44, 47:07:1703021:45, 47:07:1703021:47, 47:07:1716001:11, 47:07:1716001:12, 47:07:1716001:13, расположенных по адресу: Ленинградская область, Всеволожский р-н, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3, оформленный письмом Росимущества от 24.12.2010 N ПП-10/39152;
- обязать Росимущество в месячный срок со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда по настоящему делу подготовить проект договора купли-продажи указанных участков и направить его заявителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова", место нахождения:188679, Ленинградская область, Всеволожский р-н, г.п. имени Морозова, ул. Чекалова, д. 3, ОГРН 1034700561895 (далее - Завод).
Решением от 23.06.2011 (судья Савина Е.В.) арбитражный суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционный суд постановлением от 19.12.2011 отменил решение от 23.06.2011 и отказал в удовлетворении заявления Общества.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 19.12.2011 и оставить в силе решение от 23.06.2011.
Податель жалобы указывает на следующее: вывод апелляционного суда о том, что Общество представило в Управление Росимущества и Росимущество не все документы, предусмотренные приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 "Об утверждении перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (далее - Приказ N 370), не соответствует материалам дела и обстоятельствам, установленным судом первой инстанции; заявитель направлял все необходимые документы, в том числе и кадастровые паспорта испрашиваемых земельных участков, в Управление Росимущества; факт согласования границ земельных участков со смежными землепользователями и соблюдение правил пункта 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) при формировании участков подтвержден уполномоченными органами, осуществившими их постановку на кадастровый учет.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росимущества просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Завод в отзыве на жалобу указал, что судебными актами по настоящему делу его права не затронуты, им согласованы границы спорных земельных участков. Кроме того, Завод попросил рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Управления Росимущества, которое по поручению Росимущества представляет также в настоящем деле интересы последнего, - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат семь объектов недвижимости, находящихся по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г.п. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3.
Эти объекты расположены на земельных участках с кадастровыми номерами 47:07:1716001:10 (площадью 1 889 737 кв.м), 41:07:1703021:36 (площадью 3 121 670 кв.м) и 41:07:1703021:37 (площадью 51 724 кв.м), собственником которых является Российская Федерация (свидетельства о государственной регистрации права от 10.03.2010 N 78-АД 707309, 78-АД 707310, 78-АД 707311). Данные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании Завода и относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения; имеют вид разрешенного использования "для специальных надобностей".
Общество 21.05.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о приватизации земельных участков под принадлежащими ему объектами недвижимости.
Управление Росимущества в письме от 01.07.2009 указало на необходимость разделить названные земельные участки по правилам Земельного кодекса Российской Федерации, сформировать участки под объектами недвижимости Общества, согласовать их границы со смежными землепользователями и поставить их на кадастровый учет.
В письме от 03.11.2009 Управление Росимущества сообщило, что для принятия решения о разделе участков помимо межевых планов Обществу необходимо представить кадастровые паспорта на участки, из которых выделяются участки, формируемые под объектами недвижимости, обоснование их площадей и границ с учетом градостроительных регламентов и специфики производства Завода, нанести на схемы охранные зоны Завода.
По заданию Общества землеустроительная организация выполнила работы по формированию земельных участков под объектами недвижимости Общества путем выделениях их из названных трех участков, принадлежащих Российской Федерации. Сведения о данных участках как временные были внесены в государственный кадастр недвижимости.
Так, под зданием подстанции 5 площадью 133,7 кв.м сформирован земельный участок площадью 234 кв.м с кадастровым номером 47:07:1703021:43; под зданием подстанции 42 площадью 88,7 кв.м - участок площадью 149 кв.м с кадастровым номером 47:07:1703021:47; под зданием ГПП-2 с пристройкой площадью 733,50 кв.м - участок площадью 1067 кв.м с кадастровым номером 47:07:1716001:12; под зданием подстанции 13 площадью 61,4 кв.м - земельный участок площадью 133 кв.м с кадастровым номером 47:07:1703021:44; под зданием подстанции 9 площадью 56,6 кв.м - участок площадью 139 кв.м с кадастровым номером 47:07:1703021:45; под зданием гаража площадью 31,1 кв.м - участок площадью 63 кв.м с кадастровым номером 47:07:1716001:11; под корпусом АТС площадью 1472,8 кв.м - участок площадью 4627 кв.м с кадастровым номером 47:07:1716001:13.
Общество 17.05.2010 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о приватизации семи названных участков в порядке статьи 36 ЗК РФ, приложив к заявлению в числе прочих документов согласно описи свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости, межевые платы, кадастровые паспорта участков (т. 1, л.д. 57).
Управление Росимущества письмом от 30.06.2010 возвратило Обществу документы, поскольку земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости Общества, не прошли кадастровый учет в установленном порядке.
В дальнейшем Общество в письме от 23.09.2010 обратилось в Росимущество с заявлением о приватизации указанных участков.
Росимущество в письме от 24.12.2010 возвратило документы Общества на доработку, сообщив, что для решения вопроса о приватизации испрашиваемых участков, образованных в результате раздела участков, находящихся в федеральной собственности, необходимо представить документы, послужившие основанием для их раздела, а также правоустанавливающие документы на все земельные участки, образованные в результате раздела.
Общество, считая, что Росимущество необоснованно отказало ему в письме от 24.12.2010 в выкупе земельных участков, обратилось в арбитражный суд с требованиями признать этот отказ незаконным и обязать Росимущество направить заявителю проект договора купли-продажи этих участков.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества, посчитав, что Общество представило в Управление Росимущества и Росимущество все документы, предусмотренные Приказом N 370, поэтому у Росимущества не было оснований для отказа в приватизации испрашиваемых участков в порядке статьи 36 ЗК РФ. Суд также обязал Росимущество подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи испрашиваемых участков.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявления Общества по следующим основаниям: Общество не представило в материалы дела доказательств того, что оно направило в Росимущество все документы, предусмотренные Приказом N 370; участки, на которых расположены объекты недвижимости Общества, не сформированы в установленном порядке; площадь участков, занятых объектами недвижимости и необходимая для их использования, не определена по правилам статьи 33 ЗК РФ.
Кассационная инстанция считает, что апелляционный суд правильно отказал в удовлетворении требований Общества.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи (в редакции, действовавшей до 01.07.2011) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
До 14 октября 2011 года действовал Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом N 370.
Согласно пункту 6 названного Перечня к заявлению о приобретении земельного участка в собственность в числе прочих документов необходимо приложить кадастровый паспорт земельного участка.
В том случае, если земельный участок, занятый объектом недвижимости, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, его формирование производится правилам пункта 7 статьи 36 ЗК РФ. При формировании земельного участка местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, уполномоченный орган вправе принять решение о приватизации земельного участка по правилам статьи 36 ЗК РФ в том случае, если заявителю принадлежат все объекты недвижимости на этом участке, данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет в установленном порядке, его площадь определена по правилам статьи 33 того же Кодекса.
Как видно из материалов дела, объекты недвижимости, принадлежащие Обществу, расположены на трех земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации и в постоянном (бессрочном) пользовании Завода. Сформировать земельные участки непосредственно под объектами недвижимости Общества возможно только по правилам статьи 11.2 ЗК РФ, то есть путем раздела или выдела.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 того же Кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Между тем в отношении земельных участков, из которых сформированы земельные участки под объектами недвижимости Общества, уполномоченные государственные органы не принимали решения о разделе. Эти участки не поставлены на кадастровый учет в установленном порядке. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости об этих участках, носили временный характер и в настоящее время участки сняты с учета.
Следует также отметить, что Общество не доказало, что на двух из испрашиваемых им участках расположены только принадлежащие ему объекты недвижимости. Так, в кадастровом паспорте земельного участка с номером 47:07:1716001:12 указано на наличие на нем трех объектов недвижимости площадью 855, 23 и 15 кв.м, в то время как Общество просило предоставить в собственность этот участок в связи с наличием на нем одного объекта площадью 1067 кв.м. В кадастровом паспорте земельного участка с номером 47:07:1716001:13 указано на наличие на нем двух объектов площадью 848 и 9 кв.м, а заявитель ссылался на наличие на нем одного объекта площадью 1472 кв.м.
Представитель Общества в судебном заседании кассационной инстанции не смог дать никаких пояснений по поводу названных обстоятельств.
При таком положении апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что у Росимущества не было законных оснований для принятия решения о продаже Обществу испрашиваемых участков и подготовки проекта договора купли-продажи этих участков.
Поскольку апелляционный суд правильно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, не имеется оснований для отмены постановления от 19.12.2011.
В связи с тем, что Общество при подаче кассационной жалобы уплатило государственную пошлину в большем размере, чем установлено статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, ему надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб., уплаченных по платежному поручению от 10.02.2012 N 1274.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу N А56-64888/2010 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания" из федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе по платежному поручению от 10.02.2012 N 1274.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.