Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Серовой В.К., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от ЗАО "ГСР Водоканал" Педченко Э.О. (доверенность от 20.05.2011 N ВК-17.Д/11), от ООО "ОМЗ-Спецсталь" Каплиной О.В. (доверенность от 01.01.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГСР "Водоканал" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2011 (судья Шелема З.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 (судьи Шульга Л.А., Есипова О.И., Фокина Е.А.) по делу N А56-30644/2011,
установил:
Закрытое акционерное общество "ГСР Водоканал" (ОГРН 1077847127820, место нахождения: Санкт-Петербург, Колпино, улица Финляндская, дом 5; далее - ЗАО "ГСР Водоканал") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ОМЗ-Спецсталь" (ОГРН 1026605609348, место нахождения: Санкт-Петербург, Колпино, территория Ижорских заводов; далее - ООО "ОМЗ-Спецсталь") о взыскании платы в сумме 7 599 522 руб. за несогласованный сброс загрязняющих веществ в июне 2010 года.
Решением от 26.10.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.01.2011 решение от 26.10.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ЗАО "ГСР "Водоканал", ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм права, просит отменить решение от 26.10.2011 и постановление апелляционной инстанции от 27.01.20.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ОМЗ-Спецсталь" просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель ЗАО "ГСР "Водоканал" подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "ОМЗ-Спецсталь" - доводы, изложенные в отзыве на нее.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Ижора-Энергобыт" (далее - ООО "Ижора-Энергобыт") и ООО "ОМЗ-Спецсталь" заключен договор от 31.03.2006 N 407-106 на отпуск питьевой, технической, ижорской, невской нефильтрованной воды оборотных станций N 2,4,22 и прием сточных вод.
Налоговым органом 29.06.2007 зарегистрированы изменения в учредительные документы об изменении наименования ООО "Ижора-Энергобыт" на общество с ограниченной ответственностью "ГСР ТЭЦ" (далее - ООО "ГСР ТЭЦ"), преобразованное 25.12.2007 в закрытое акционерное общество "ГСР ТЭЦ" (далее - ЗАО "ГСР ТЭЦ"). Соглашением от 01.10.2008 о замене стороны по договору от 31.03.2006 N 407-106 ЗАО "ГСР Водоканал" приняло на себя все права и обязанности ЗАО "ГСР ТЭЦ" в полном объеме.
Из материалов дела видно, что истец 13.11.2008 направил в адрес ответчика письмо с предложением оформить в срок до 01.03.2009 допустимый сброс загрязняющих веществ в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 "О порядке взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга".
Согласно пункту 3.2.1 договора истец имеет право осуществлять контроль за правильностью учета водопотребления и водоотведения и за составом сточных вод ответчика, а также применять меры воздействия за несоблюдение Правил в порядке, предусмотренном настоящим договором и законодательством Российской Федерации (пункт 3.2.2).
В июне 2010 года истцом проведен отбор проб (протокол отбора проб воды от 10.06.2010 N 171-ПК/В/10, акт отбора проб сточных вод от 17.06.2010 N 151) по местонахождению ответчика: Санкт-Петербург, Колпино, промышленная площадка Колпино, канализационный колодец N 196.
По результатам исследования проб установлено превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, что отражено в протоколах количественного химического анализа от 16.06.2010 N 0533-В/ПК/10 и от 30.06.2010 N 0550-В/ПК/10.
Данное обстоятельство явилось основанием для начисления истцом ответчику платы в размере 7 599 522 руб. 44 коп. за несогласованный сброс загрязняющих веществ и выставления счета от 12.11.2010 N ВК000001430.
Истец претензиями от 30.09.2010 N 5/600-4.04/184 и от 16.11.2010 N 5/600-4.04./216 предложил ответчику оплатить 7 599 522 руб. 44 коп. за несогласованный сброс сточных вод.
В связи с неоплатой ответчиком указанной суммы истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что ЗАО "ГСР Водоканал" не наделено правом взыскания платы за несогласованный сброс загрязняющих веществ.
В соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167) нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом соблюдения норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечения проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; технической и технологической возможности очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защиты сетей и сооружений системы коммунальной канализации.
Пунктом 70 Правил N 167 предусмотрено, что расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1677 утвержден Порядок взимания платы за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга (далее - Порядок N 1677).
Согласно пункту 5 Порядка N 1677 с абонентов взимается плата за прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга сверх установленных нормативов водоотведения и по временным условиям приема загрязняющих веществ за превышение нормативов водоотведения по объему сточных вод (лимитов водоотведения); превышение нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных в составе допустимых сбросов загрязняющих веществ; несогласованный сброс загрязняющих веществ при превышении нормативов водоотведения по качеству сточных вод, установленных условиями приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга; залповый сброс любого загрязняющего вещества; сброс загрязняющих веществ, запрещенных (неразрешенных) к сбросу в системы коммунальной канализации (запрещенный сброс); превышение установленных временными условиями приема загрязняющих веществ.
В силу пункта 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах, осуществляет организация ВКХ.
В соответствии с пунктом 1.1 Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, утвержденных приказом Комитета по управлению городским хозяйством администрации Санкт-Петербурга от 25.11.1996 N 201 (далее - Условия), условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга, устанавливают нормативы водоотведения по качеству сточных вод абонентов с учетом сточных вод субабонентов, принимаемых в системы канализации Санкт-Петербурга и административно подчиненных территорий, находящиеся в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия "Водоканал Санкт-Петербурга" (далее - ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга").
Согласно пункту 1.4 Условий ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" руководствуется Условиями при утверждении абонентам допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах, принимаемых в системы канализации Санкт-Петербурга (по существующим и проектируемым выпускам в системы канализации), а также при осуществлении контроля качества (состава и свойств) сточных вод абонентов. Проекты допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, отводимых в системы канализации Санкт-Петербурга (в дальнейшем - ДС загрязняющих веществ), разрабатываются абонентом в соответствии с требованиями настоящих Условий по типовой форме согласно приложению к настоящим Условиям и представляются в ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" на утверждение (пункт 5.1 Условий). ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" в 10-дневный срок рассматривает представленные абонентами проекты ДС загрязняющих веществ на соответствие требованиям настоящих Условий с учетом условий фактического приема (сброса) сточных вод и загрязняющих веществ абонента (с учетом субабонентов). Подтверждение соответствия фактических условий водоотведения на выпусках абонента в системы канализации Санкт-Петербурга в части определения (уточнения) перечня загрязняющих веществ, включаемых в проект ДС загрязняющих веществ, производится абонентами на основе аналитических измерений (минимальным рекомендуемым числом - 3, выполненных специализированной организацией, аккредитованной в области анализа сточных вод) (пункт 5.2 Условий). При этом утвержденный ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ДС загрязняющих веществ является неотъемлемой частью договора на прием сточных вод и загрязняющих веществ между абонентом и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" (пункт 5.3 Условий). Приложением к Условиям определены основания для установления допустимых сбросов, в состав которых входит акт разграничения ответственности между абонентами и ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" по сетям канализации.
Того обстоятельства, что ответчик является абонентом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" и имеет акт разграничения ответственности по сетям канализации, составленного с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", судом по материалам дела не установлено. Из материалов дела видно, что ответчик является абонентом истца и сброс сточных вод осуществляет в сети истца, являющегося в свою очередь абонентом ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", которому согласно пункту 1.1 Условий нормативы водоотведения по качеству сточных вод, отводимых в коммунальную канализацию Санкт-Петербурга с учетом сточных вод субабонентов, в состав которых входит и ответчик, устанавливает ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Пунктом 5.10 распоряжения Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Администрации Санкт-Петербурга от 01.06.2000 N 11 "Об утверждении Правил пользования системами коммунальной канализации Санкт-Петербурга и его территориальных единиц" установлено, что основаниями для установления абоненту допустимого сброса загрязняющих веществ в сточных водах являются утвержденные органами исполнительной власти Санкт-Петербурга Условия; схема внутриплощадочных сетей канализации; акт разграничения ответственности сторон по сетям канализации между абонентом и "Организацией ВКХ"; результаты аналитического измерения качества (состава и свойств) сточных вод абонента (не менее 3 на каждом выпуске), выполненные специализированной организацией (лабораторией), аккредитованной на техническую компетентность в области анализа сточных вод по правилам, установленным Госстандартом России; заявление абонента на утверждение допустимого сброса загрязняющих веществ.
Данных, свидетельствующих об обращении ответчика с заявкой для разработки проекта ДС загрязняющих веществ, судом по материалам дела не выявлено. Акта разграничения ответственности с ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга" ответчик не имеет и не сбрасывает сточные воды напрямую в сети, находящиеся в хозяйственном ведении данного предприятия.
Письмо от 13.11.2008, согласно которому истец установил ответчику срок на получение необходимых разрешений для осуществления допустимых сбросов загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых в систему канализации ЗАО "ГСР "Водоканал", на которое ссылается истец в обоснование своих требований, противоречит изложенным выше правовым нормам. В соответствии с Порядком N 1667 установлена плата за превышение абонентом нормативов водоотведения по качеству сточных вод, отводимых абонентами в системы коммунальной канализации Санкт-Петербурга, а не во все системы канализации, имеющиеся в ведении юридических лиц, оказывающих коммунальные услуги.
Таким образом, правом требования платы за несогласованный сброс загрязняющих веществ, установленной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.10.2004 N 1667, обладает лицо, имеющее на своем балансе систему коммунальной канализации Санкт-Петербурга, к которым (как правомерно установлено судом) истец не относится.
Согласно Правилам N 167 контрольным канализационным колодцем является колодец, предназначенный для учета и отбора проб сточных вод абонента, или последний колодец на канализационной сети абонента перед врезкой ее в систему коммунальной канализации, при этом в договоре должны быть определены границы эксплуатационной ответственности.
Как следует из материалов дела, сторонами не определен контрольный колодец, а установить, является ли колодец N 196, указанный в протоколе отбора проб воды и акте отбора проб сточных вод, последним колодцем на канализационной сети абонента, исходя из имеющихся доказательств по делу, не представляется возможным.
Суд правомерно признал обоснованными доводы ответчика о том, что номера проб в акте отбора проб от 17.06.2010 N 151 (N 7282124) и акте от 17.06.2010 N 78 (N 7282125) приемки проб на исследование не совпадают. В акте приемки проб от 17.06.2010 N 78 и протоколе количественного анализа от 30.06.2011 N 0550-В/ПК/10 не совпадает информация о лице, осуществившем забор проб. Согласно акту от 17.06.2010 N 78 забор проб осуществлял заказчик - ЗАО "ГСР "Водоканал", а согласно протоколу от 30.06.2011 N 0550-В/ПК/10 забор проб осуществлял исполнитель - ФГУ "ЦЛАТИ по СЗФО.
Кроме того, пунктом 6.4 договора (в редакции протокола разногласий от 19.07.2006) установлено, что в случае отсутствия контроля со стороны абонента по фекальной канализации при предъявлении ГУП "Водоканал СПб" платы по ПДК (сброс сточных вод повышенной степени загрязнения) сумма платы будет предъявлена абоненту пропорционально объемам сточных вод (с приложением расчета). Доказательств выставления поименованных счетов ГУП "Водоканал СПб" истцом не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "ГСР Водоканал" исковых требований кассационная инстанция считает правильным и, не усматривая при принятии судом обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу N А56-30644/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "ГСР "Водоканал" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.