Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Рудницкого Г.М., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Мурманская Пивная Компания" Еленского М.М. (доверенность от 11.01.2012),
рассмотрев 16.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманская Пивная Компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.08.2011 (судья Ярец Н.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 (судьи Старовойтова О.Р., Горбик В.М., Полубехина Н.С.) по делу N А42-2348/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мурманская Пивная Компания", место нахождения: 183031, г. Мурманск, пр. Героев-Североморцев, д. 8, ОГРН 1025100843921 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Мурманскому муниципальному унитарному предприятию "Агентство Мурманнедвижимость", место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 87, ОГРН 1055100215092 (далее - Предприятие), об обязании устранить нарушение прав и законных интересов истца, совершив действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 159-ФЗ), в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений города Мурманска, место нахождения: 138038, г. Мурманск, Комсомольская ул., д. 10, ОГРН 1025100861004 (далее - Комитет), и Совет депутатов города Мурманска, место нахождения: 183038, г. Мурманск, пр. Ленина, д. 75, ОГРН 1025100850158 (далее - Совет депутатов).
Решением от 12.08.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.01.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
Как указывает податель жалобы, письмо Предприятия от 18.03.2010 N 507 с предложением выкупить арендуемое помещение является офертой заключить договор купли-продажи имущества; последующий отказ Предприятия Обществу в выкупе арендуемого помещения является злоупотреблением права со стороны ответчика; вывод судов о том, что помещение не может быть выкуплено в порядке части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, является ошибочным, поскольку первоначально договор аренды от 19.07.2006 N 16423/13717 заключался с Комитетом.
В отзыве на кассационную жалобу Совет депутатов просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) 19.07.2006 заключили договор N 16423/13717 аренды нежилых помещений V/1-12 и VI/1-6 общей площадью 293,80 кв.м, расположенных в доме N 8 по проспекту Героев-Североморцев в городе Мурманске, сроком с 01.07.2006 по 31.12.2008 для использования под офис.
Комитет, Общество и Предприятие 30.06.2008 заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды, в соответствии с которым арендодателем по договору является Предприятие.
Письмом от 18.03.2010 N 507 Предприятие предложило Обществу представить заявление на выкуп или об отказе выкупить арендуемые помещения, а также заявление о соответствии субъекта малого или среднего предпринимательства условиям, установленным Законом N 159-ФЗ.
Письмом от 24.03.2010 Общество направило Предприятию заявление на выкуп арендуемого помещения.
В письме от 01.07.2010 N 1448 Предприятие сообщило Обществу о принятии Советом депутатов решения от 01.06.2010 N 21-234 "О даче согласия на совершение Мурманским муниципальным унитарным предприятием "Агентство Мурманнедвижимость" сделки, направленной на возмездное отчуждение имущества".
В ответ на письмо Общества от 19.10.2010 с просьбой предоставить информацию о заключении договора на проведение оценки объекта и сроках ее проведения Предприятие письмом от 16.11.2010 N 2261 сообщило о том, что документы по выкупу спорного помещения не оформляются в связи с наличием у Общества задолженности по арендной плате; решение о продаже названного помещения Предприятием не принято.
Полагая, что бездействие Предприятия - несовершение действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, - нарушает его права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды отказали в иске, поскольку пришли к выводу о том, что право на приобретение арендуемого имущества не может быть реализовано заявителем в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, поскольку указанное имущество принадлежит Предприятию на праве хозяйственного ведения, а решение о совершении сделки по отчуждению спорного помещения последним не принято.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, регулируются Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Согласно пункту 5 статьи 3 названного Закона особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества могут быть установлены федеральным законом.
Такие особенности установлены Законом N 159-ФЗ, вступившим в силу 05.08.2008.
Согласно части 2 статьи 2 Закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе осуществить возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему и арендуемого лицом, отвечающим требованиям, предусмотренным статьей 3 названного Закона, в порядке, обеспечивающем реализацию преимущественного права арендатора на приобретение указанного имущества.
В силу части 3 статьи 4 Закона N 159-ФЗ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которое приняло решение о совершении сделки, направленной на возмездное отчуждение недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения или оперативного правления и арендуемого лицом, отвечающим установленным статьей 3 названного Закона требованиям, а также получило согласие собственника на отчуждение этого имущества, направляет указанному лицу предложение о заключении договора купли-продажи арендуемого имущества с указанием цены этого имущества, установленной с учетом его рыночной стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", проект договора купли-продажи арендуемого имущества и при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требования о погашении такой задолженности с указанием ее размера.
В пункте 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Информационное письмо N 134) разъяснено, что по смыслу Закона N 159-ФЗ право на приобретение не может быть реализовано в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, если арендуемое имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.
Как установлено судами, истребуемые нежилые помещения находятся в хозяйственном ведении Предприятия, которое не принимало решения о совершении сделки в порядке Закона N 159-ФЗ.
Приватизация недвижимого имущества, принадлежащего унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения и арендуемого субъектом малого или среднего предпринимательства, возможна только в случае принятия Предприятием решения о возмездном отчуждении имущества в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона N 159-ФЗ, причем принятие такого решения является правом, а не обязанностью предприятия.
Как правильно указал суд первой инстанции, решение Совета депутатов от 01.06.2010 N 21-234 "О даче согласия на совершение Мурманским муниципальным унитарным предприятием "Агентство Мурманнедвижимость" сделки, направленной на возмездное отчуждение имущества" не является основанием для принятия Предприятием решения о возмездном отчуждении недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, и не подменяет указанное решение.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований основаны на положениях Закона N 159-ФЗ и соответствуют разъяснениям, содержащимся в пункте 13 Информационного письма N 134.
Довод жалобы о том, что помещение может быть выкуплено в порядке части 2 статьи 9 Закона N 159-ФЗ, поскольку первоначально договор аренды от 19.07.2006 N 16423/13717 заключался с Комитетом, отклоняется кассационной инстанцией как основанный на неверном толковании норм права.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной, надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В информационном письме от 11.05.2010 N 139 "О внесении изменений в информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
С учетом приведенных норм Обществу надлежит возвратить из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.08.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2012 по делу N А42-2348/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мурманская Пивная Компания" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Мурманская Пивная Компания" из федерального бюджета 1000 руб. излишне уплаченной по платежному поручению от 27.03.2012 N 52 государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.