Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Бурматовой Г.Е., Подвального И.О.,
при участии от Мурманской таможни Тропникова А.А. (доверенность от 09.03.2011 N 25-21/4307), от общества с ограниченной ответственностью "Айсберг-Норд" Бельтюкова А.В. (доверенность от 10.01.2012),
рассмотрев 31.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2011, дополнительное решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.11.2011 (судья Соломонко Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А42-1974/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Айсберг-Норд", место нахождения: Мурманская область, город Мурманск, проспект Ленина, дом 65; основной государственный регистрационный номер 1022900532577 (далее - Общество, ООО "Айсберг-Норд"), обратилось в арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом его уточнения) о признании недействительным требования Мурманской таможни, место нахождения: Мурманская область, город Мурманск, улица Горького, дом 15; основной государственный регистрационный номер 1025100864095 (далее - Таможня), об уплате таможенных платежей и пеней от 10.03.2011 N 19 и об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата излишне уплаченной суммы таможенных платежей и пеней в размере 1 887 279 руб. 78 коп. на расчетный счет ООО "Айсберг-Норд".
Решением суда первой инстанции от 02.11.2011 оспариваемое требование Таможни от 10.03.2011 N 19 признано недействительным.
Дополнительным решением от 14.11.2011 суд первой инстанции дополнил резолютивную часть решения обязанием Таможни возвратить ООО "Айсберг-Норд" излишне уплаченные таможенные платежи в сумме 1 887 279 руб. 78 коп.
Постановлением апелляционного суда от 01.02.2012 судебные акты первой инстанции оставлены без изменения.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит оставить отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы считает, что Общество не доказало наличие каких-либо аварийных ситуаций в процессе той международной перевозки, во время которой с судном М-0342 "Лазурный" были проведены спорные ремонтные работы. При этом таможенный орган указывает на то, что ООО "Айсберг-Норд" не воспользовалось льготой, предусмотренной таможенным законодательством, поскольку не производило ремонтных работ во время того рейса, в котором произошла поломка вспомогательного дизель-генератора N 1 (далее - ВДГ N 1). В свою очередь, ремонт радиолокационной станции, по мнению Таможни, вообще не связан с аварийной ситуацией, а вызван длительным сроком эксплуатации данной станции.
В отзыве на кассационную жалобу Общество ссылается на незаконность требования Таможни, указывая на его необоснованность как по праву, так и по размеру, в связи с чем просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты. Кроме того, Общество указывает на то, что решением Северо-Западного таможенного управления от 30.08.2011 N 10200000/300811/61 оспариваемое требование Мурманской таможни от 10.03.2011 N 19 отменено.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на приведенные в отзыве доводы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, 22.09.2010 на принадлежащем Обществу судне М-0342 "Лазурный" во время его нахождения за пределами таможенной территории таможенного союза произошел аварийный случай с судовым дизель-генератором ВДГ N 1, что подтверждается аварийной радиограммой, содержащей координаты местонахождения судна.
Однако согласно акту N 10.07377.150 внеочередного освидетельствования судна (в порту Мурманск с 05.10 2010 по 08.10.2010) в связи с аварийным случаем ФГУ "Российский морской Регистр судоходства" разрешил эксплуатацию судна без ВДГ N 1 до 25.12.2010 при условии при условии производства дефектации и ремонта ВДГ N 1 с последующими испытаниями.
После этого 01.11.2011 судно М-0342 "Лазурный" вышло из порта Мурманск с целью промысла в Баренцевом море.
При переходе из порта Мурманск в район промысла 01.11.2010 на судне вышла из строя судовая система контроля рабочих параметров механизмов и систем машинного отделения и аварийно-предупредительной сигнализации "STEINCO", в связи с чем по распоряжению судовладельца судно проследовало в порт Киркенес (Норвегия), где в период с 02.11.2010 по 12.11.2010 специалистами ООО "Эра-Сервис Морская Электроника" на основании договора подряда от 01.11.2010 N 008/19 произведены работы по техническому обслуживанию судовой системы "STEINCO".
Вместе с тем, помимо работ по восстановлению (дефектации) судовой системы "STEINCO" на судне одновременно были проведены и работы по установке и подключению дизель-генераторной установки Caterpillar С18 взамен вышедшего из строя по причине аварийного случая. Кроме того, была произведена замена вышедшей из строя (поврежденной) радиолокационной станции "FURUNO FR-2115" на радиолокационную станцию (РЛС) JMA-5332-12.
По прибытии судна в порт Мурманск 26.11.2010 Общество уведомило Таможню о ремонте компьютерной системы "STEINCO", замене радиолокационной станции и ВДГ N 1 в период с 02.11.2010 по 12.11.2010.
По результатам выездной таможенной проверки по вопросу соблюдения Обществом таможенного законодательства таможенного союза при перемещении через таможенную границу таможенного союза судна М-0342 "Лазурный" составлен акт от 28.02.2011 N 10207000/400/280211/А0003. Согласно этому акту, операции по приобретению и установке радиолокационной станции JMA-5332-12, дизель-генератора Caterpillar С-18 и восстановлению сигнализации "STEINCO" расценены Таможней как операции по переработке вне таможенной территории.
На основании акта от 02.03.2011 об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей N 10207000/020311/0000009 Обществу выставлено требование от 10.03.2011 N 19 об уплате 1 887 279 руб. 78 руб., в том числе 399 508 руб. 14 коп. ввозной таможенной пошлины и 10 770 руб. 07 коп. соответствующих пеней, а также 1 438 229 руб. 30 коп. налога на добавленную стоимость и 38 772 руб. 27 коп. пеней по нему.
Во избежание простоя судна ООО "Айсберг-Норд" 18.03.2011 исполнило требование Таможни, однако, полагая, что у него отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 48, договор о Таможенном кодексе таможенного союза (далее - ТК ТС), в рамках которого принят Таможенный кодекс таможенного союза, вступил в силу с 06.07.2010 с учетом временных изъятий, установленных протоколом от 05.07.2010. В Республике Казахстан и Российской Федерации данный договор применяется с 01.07.2010.
Согласно части 1 статьи 347 ТК ТС с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке.
Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 347 ТК ТС в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 ТК ТС.
Согласно статье 254 ТК ТС операции по переработке товаров в таможенной процедуре переработки вне таможенной территории включают:
1) переработку или обработку товаров, при которой товары теряют свои индивидуальные характеристики;
2) изготовление товаров, включая монтаж, сборку, разборку и подгонку;
3) ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.
Таким образом, условиями освобождения от уплаты таможенных платежей при ввозе временно вывезенного транспортного средства международной перевозки являются: совершение с временно вывезенными транспортными средствами операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения сохранности данных транспортных средств; возникновение потребности в таких операциях по ремонту (обслуживанию) во время использования этих транспортных средств в международной перевозке.
Согласно акту Таможни, на основании которого выставлено оспариваемое требование, операции по приобретению и установке радиолокационной станции JMA-5332-12, дизель-генератора Caterpillar С-18 и восстановлению сигнализации "STEINCO" расценены как операции по переработке вне таможенной территории. Указанное обстоятельство послужило основанием для выставления Обществу требования об уплате таможенных платежей.
В судебном заседании первой инстанции представители Таможни в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявили о признании требования ООО "Айсберг-Норд" в части неправомерного отнесения к операциям по переработке вне таможенной территории работ по восстановлению (дефектации) судовой системы контроля рабочих параметров механизмов и систем машинного отделения, а также аварийно-предупредительной сигнализации "STEINCO".
Заявленное признание таможенным органом иска по части заявленных требований судом первой инстанции принято.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, признание неправомерности оснований для начисления таможенных платежей и пени влечет за собой изменение размера подлежащих уплате таможенных платежей и пеней.
Письмом от 12.09.2011 N 07-28/16388 Таможня уведомила Общество о том, что суммы таможенных платежей в размере 26 192 руб. 40 коп., уплаченные по требованию от 10.03.2011 N 19, являются излишними.
Однако уточненного требования, относящегося к выводу Таможни о неправомерном отнесении к операциям по переработке вне таможенной территории работ по приобретению и установке радиолокационной станции JMA-5332-12 и дизель-генератора Caterpillar С-18, таможенный орган не выставил. Таможня не привела расчет и не обосновала сумму фактических, по ее мнению, обязательств Общества.
Следовательно, сумма подлежащих уплате таможенных платежей и пеней, содержащаяся в оспариваемом требовании таможенного органа, является необоснованной.
Данное обстоятельство, как правильно указал апелляционный суд, является самостоятельным основанием для признания требования от 10.03.2011 N 19 недействительным в полном объеме и обязания таможенного органа возвратить заявителю 1 887 279 руб. 78 коп. излишне уплаченных таможенных платежей.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, признавших ошибочной позицию Таможни об отнесении работ по приобретению и установке радиолокационной станции JMA-5332-12 и дизель-генератора Caterpillar С-18 к операциям по переработке вне таможенной территории, соответствуют нормам материального права.
В силу части 2 статьи 349 ТК ТС запасные части и оборудование, которые предназначены для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно пункту "а" статьи 35 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) от пошлины освобождаются транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
Поскольку ввезенный дизель-генератор Caterpillar С18 подлежит отнесению к запасным частям и оборудованию, предназначенным для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, суды двух инстанций правильно указали, что ввоз вспомогательного дизель-генератора на таможенную территорию таможенного союза в силу положений пункта 2 статьи 349 ТК ТС и пункта 2 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 N 892, осуществляется с полным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и вывозных таможенных пошлин.
Суды первой и апелляционной инстанций также обоснованно, с учетом Конвенции по облегчению международного морского судоходства, заключенной 09.04.1965 в Лондоне, участницей которой является Российская Федерация, а также пункта 2 Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами, утвержденного Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 12.09.2001 N 892, установили, что радиолокационная станция JMA-5332-12 является судовым снаряжением, ввоз которого в силу части 2 статьи 349 ТК ТС также не подлежит обложению таможенными платежами.
Кроме того, суды установили и материалами дела подтверждается, что осуществление спорных операций по ремонту судна М-0342 "Лазурный" было обусловлено необходимостью обеспечения сохранности и эксплуатации транспортного средства исключительно при осуществлении конкретной международной перевозки, а также поддержания данного транспортного средства в состоянии, в котором оно находилось на день помещения под таможенный режим временного вывоза. Произведенные ремонтные работы на судне носили поддерживающий характер, не увеличили его стоимость, изменений характеристик судна, работ по модернизации и переоборудованию не производилось.
Следует также отметить, что в порядке ведомственного контроля решением Северо-Западного таможенного управления от 30.08.2011 N 10200000/300811/61 оспариваемое требование Мурманской таможни от 10.03.2011 N 19 признано несоответствующим требованиям таможенного законодательства таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменено.
Доводы, изложенные Таможней в кассационной жалобе, направлены на переоценку ранее установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ в суде кассационной инстанции не допускается.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.11.2011, дополнительное решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2012 по делу N А42-1974/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Мурманской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Асмыкович |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.