Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Марьянковой Н.В., судей Коробова К.Ю., Нефедовой О.Ю.,
при участии от открытого акционерного общества "Авиакомпания "Россия" Литвиненко О.В. (доверенность от 23.01.2012 N 6), от общества с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" Сеничевой А.В. (доверенность от 30.12.2011 N 1Д-333),
рассмотрев 30.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2011 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 (судьи Смирнова Я.Г., Горшелев В.В., Попова Н.М.) по делу N А56-42887/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Россия", место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18/4, ОГРН 1117847025284 (далее - Авиакомпания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы", место нахождения: 196210, Санкт-Петербург, Внуковская ул., д. 2, лит. А, ОГРН 1067746535944 (далее - Общество), о взыскании 9 676,51 руб. убытков, причиненных в результате утраты багажа.
Решением от 03.11.2011, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении иска.
Общество считает, что пассажир не исполнил обязанность по получению своего багажа сразу после его предъявления к выдаче, при этом ни соглашением сторон, ни действующим законодательством Российской Федерации на обслуживающую организацию не возложен контроль за получением багажа надлежащим лицом - собственником багажа.
По мнению подателя жалобы, между пассажирами Разыковым Б.Г. и Апатьевым А.А. произошел обмен багажа при получении его с ленты транспортера, в связи с чем факты утрат спорного багажа не установлен.
Общество указывает, что перевозчик не исполнил обязанность по розыску владельца зарегистрированного багажа, не предпринял всех необходимых мер по предотвращению причинения вреда пассажиру, поэтому именно перевозчик несет ответственность по договору воздушной перевозки за несохранность багажа как это предусмотрено пунктом 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 118 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ).
Податель жалобы полагает, что суды необоснованно применили положения Руководства по багажным перевозкам на воздушных линиях СССР (РБП), утвержденного Министерством гражданской авиации СССР 27.11.1985, регламентирующего порядок перевозки багажа на внутренних воздушных линиях, в то время как спорная перевозка осуществлена на международной линии Бишкек - Санкт-Петербург, а также не установили конкретных сотрудников, не исполнивших обязательств по выдаче багажа.
В отзыве на кассационную жалобу Авиакомпания просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая, что пассажир Апатьев А. с какими-либо заявлениями о выдачи своего багажа не обращался, поэтому отсутствуют основания полагать, что он сознательно присвоил багаж другого пассажира и не обратился к перевозчику за устранением последствий предполагаемого обмена багажами.
В судебном заседании 23.05.2012 был объявлен перерыв до 30.03.2012. После перерыва судебное заседание продолжено.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Авиакомпании с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Авиакомпанией (перевозчиком) и Обществом (обслуживающей организацией) заключено Стандартное соглашение о наземном обслуживании (упрощенная процедура) от 14.05.2010 N 513/10 (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения Общество оказывает Авиакомпании услуги по доставке багажа в соответствии с существующими правилами.
Согласно пункту 6.1. Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору стороны возмещают убытки в соответствии с действующим законодательством.
Пассажир Разыков Б.Г., следовавший рейсом FV816 Бишкек - Санкт-Петербург, осуществляемым Авиакомпанией - перевозчиком, 28.07.2010 по прибытии в Санкт-Петербург не получил одно место багажа, зарегистрированное багажной биркой SDM 666168, весом 16 кг.
По факту неполучения багажа Обществом составлен акт о неисправностях при перевозке (PIR) от 28.07.2010 N AHL LEDFV27472.
Пассажир Разыков Б.Г. обратился к Авиакомпании с заявлением о возмещении ущерба за утрату багажа, по результатам рассмотрения которого ему возмещен ущерб в размере 9676,51 руб.
Авиакомпания, считая, что убытки по возмещению пассажиру Разыкову Б.Г. ущерба в связи с утратой багажа понесены им вследствие ненадлежащего исполнения обслуживающей организацией обязательств по выдаче багажа, предусмотренных Соглашением, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал, что утрата багажа пассажира Разыкова Б.Г. произошла вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по доставке багажа, предусмотренных Соглашением. Суд первой инстанции руководствовался положениями Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (заключена в городе Варшаве 12.10.1929), статьей 796 ГК РФ, статьей 118 ВК РФ.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами.
Кассационная инстанция, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу статьи 796 ГК РФ, статьи 118 ВК РФ перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа.
Согласно пункту 3 статьи 119 ВК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее - Федеральные авиационные правила).
Пунктом 2 Федеральных авиационных правил предусмотрено, что правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру). При этом при выполнении международных перевозок настоящие Правила применяются в части, не противоречащей международным соглашениям Российской Федерации о воздушном сообщении (пункт 3).
Согласно пункту 4 Федеральных авиационных правил перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей.
В соответствии с пунктом 6 Федеральных авиационных правил перевозчик может поручить исполнение своих обязанностей по договору воздушной перевозки другим лицам, в том числе перевозчику, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки.
После регистрации пассажира и оформления багажа обязанности по сохранности зарегистрированного багажа возлагаются на перевозчика (пункт 88). Также определено, что если зарегистрированный багаж, с надлежаще оформленной номерной багажной биркой, прибыл в аэропорт (пункт) назначения, трансфера или остановки и не был получен или востребован пассажиром, перевозчик обеспечивает розыск владельца зарегистрированного багажа (пункт 151).
Материалами дела подтверждается, что между перевозчиком и обслуживающей организацией, заключено Соглашение, регулирующее оказание Обществом услуг по наземному обслуживанию воздушных судов Авиакомпании с учетом применения стандартного соглашения ИАТА о наземном обслуживании (далее - соглашение ИАТА), принятого Международной ассоциации воздушного транспорта.
Обслуживающая организация обязуется доставить багаж в соответствии с существующими правилами (пункт 4.3.2 приложения А соглашения ИАТА).
Согласно багажной ведомости на рейс FV816 Бишкек - Санкт-Петербург было зарегистрировано 139 мест багажа, для загрузки на борт воздушного судна предоставлено 139 мест багажа, сотрудником Авиакомпании принято также 139 мест багажа (л.д. 32).
В аэропорту Пулково-2 согласно багажной ведомости названного рейса багаж в количестве 139 мест выгружен с борта воздушного судна и передан представителям обслуживающей организации (л.д. 32). Утрата спорного багажа произошла при выдаче переданного багажа сотрудниками Общества в аэропорту.
Розыск пропавшего багажа Разыкова Б.Г. и пассажира Апатьева А.А. осуществляло Общество и автоматический розыск багажа был прекращен 23.08.2010.
Согласно пункту 1 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Для применения ответственности в виде взыскания убытков необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения, причинно-следственную между действиями причинителя вреда и наступившими у потерпевшего неблагоприятными последствиями, доказанность размера убытков, вины причинителя вреда.
Выясняя связь возникших убытков с действиями (бездействием) ответчика, суды первой и апелляционной инстанций проверили выполнение Обществом принятых на себя обязательств и пришли к обоснованному выводу о том, что утрата спорного груза произошла в зоне его ответственности, поэтому убытки подлежат взысканию с ответчика.
Ссылка подателя жалобы на то, что произошел обмен багажом между пассажирами Разыковым Б.Г. и Апатьевым А.А. носит предположительный характер и документально не подтверждена.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали материалы дела, оценили представленные сторонами доказательства, правильно применили нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятого по делу судебного акта, а также несоблюдения норм материального права кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2012 по делу N А56-42887/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Воздушные Ворота Северной Столицы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Марьянкова |
Судьи |
К.Ю. Коробов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.