Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "С.Ф.Ф." Бугыниной И.А. (доверенность от 20.01.2011 N 12/11),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.12.2011 (судья Радионова И.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А52-4246/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "С.Ф.Ф.", место нахождения: 180000, город Псков, улица Свердлова, дом 46 (далее - Общество, ООО "С.Ф.Ф.") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды (далее - Комитет) от 01.11.2011 N 16 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 29.12.2011, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Комитет о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество имеет лицензию ПСК 04067 ТЭ от 05.09.2007 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ добыча песчано-гравийного материала и песка на месторождении "Плавно", расположенном на территории Новоржевского района Псковской области, сроком действия до 01.09.2022. Приложением N 2 к данной лицензии является заключенное между Комитетом и Обществом лицензионное соглашение об условиях пользования недрами, разделом 2 которого предусмотрена этапность освоения участка недр: 1-ый этап - переоценка запасов песчано-гравийного материала и песка в срок до 31.05.2008 в следующем порядке: а) пересчет запасов песчано-гравийного материала и песка в пределах контура подсчета в соответствии с геологическим заданием, утвержденным Комитетом; б) представление отчета о результатах выполненных работ по переоценке запасов песчано-гравийного материала в соответствии с основными оценочными параметрами в установленном порядке в экспертную комиссию по запасам Комитета; 2-ой этап - разработка и согласование технического проекта разработки участка недр в срок до 31.12.2008 в установленном этим же разделом соглашения порядке; 3-ий этап - промышленная добыча песка и песчано-гравийного материала с 01.01.2009 в контуре выделенного горного отвода в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки участка недр в течении 15 лет с момента регистрации лицензии.
В 2010 году Комитетом была проведена плановая проверка заявителя по выполнению условий лицензионного соглашения, по результатам которой Обществу выдано предписание от 31.08.2010 N 104 по устранению нарушений условий лицензионного соглашения лицензии ПСК 04067 ТЭ в срок до 01.06.2011.
В связи с неисполнением Обществом названного предписания Комитет вынес в отношении Общества новое предписание от 01.06.2011 N 110-дп об устранении нарушений условий лицензии ПСК 04067 ТЭ, согласно которому заявителю предписано в срок до 31.10.2011 произвести переоценку запасов песчано-гравийного материала и песка на месторождении "Плавно" Новоржевского района Псковской области в соответствии с геологическим заданием и представить отчет о результатах выполненных работ в экспертную комиссию по запасам Комитета; разработать технический проект разработки месторождения песчано-гравийного материала и песка "Плавно", согласовать его с Межрегиональным территориальным управлением по технологическому и экологическому надзору по Северо-Западному округу, получить на него положительное заключение экспертизы промышленной безопасности; в установленном порядке оформить и представить в Комитет документы, определяющие уточненные границы горного отвода, предоставленного на месторождение "Плавно" - акт горного отвода с уточненными границами, для включения в лицензию ПСК 04067 ТЭ в качестве неотъемлемой составной части.
Комитет 09.09.2011 издал приказ N 412 о проведении 01.11.2011 в отношении ООО "С.Ф.Ф." внеплановой документарной проверки по выполнению предписания от 01.06.2011 N 110-дп, о чем уведомлением от 12.09.2011 N Пр-10-2353 сообщил Обществу, в котором также предложил ему представить к 01.11.2011 документы, подтверждающие выполнение предписания. В повторном уведомлении от 14.10.2011 N Пр-10-2674 Комитет дополнительно указал на то, что в случае непредставления документов к указанному сроку в отношении Общества 01.11.2011 будет рассмотрено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Письмом от 31.10.2011 ООО "С.Ф.Ф." сообщило Комитету о невозможности выполнения предписания, поскольку предписанные к выполнению меры: геологическое изучение, согласование технического проекта разработки месторождения, требуют наличия земельного участка, который до настоящего времени Обществу не предоставлен в связи с отказом местной администрации осуществить передачу его в аренду. Участок передан в частную собственность физическим лицам.
В ходе проведенной Комитетом 01.11.2011 документарной проверки выполнения ООО "С.Ф.Ф." предписания от 01.06.2011 N 110-дп установлено, что предписание в установленный срок (до 31.10.2011) не выполнено, то есть Обществом не выполнены условия лицензионного соглашения лицензии ПСК 04067 ТЭ. Результаты проверки оформлены актом от 01.11.2011 N 36-дп.
По факту нарушения Обществом требований лицензионного соглашения лицензии ПСК 04067 ТЭ Комитетом 01.11.2011 составлен протокол N 15 об административном правонарушении, а постановлением от 01.11.2011 N 15 ООО "С.Ф.Ф." признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Полагая постановление Комитета незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судами, Общество имеет лицензию ПСК 04067 ТЭ от 05.09.2007 на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча песчано-гравийного материала и песка на месторождении "Плавно", расположенном на территории Новоржевского района Псковской области; срок действия лицензии - до 01.09.2022.
Приложением N 2 к данной лицензии является заключенное между Комитетом и Обществом лицензионное соглашение об условиях пользования недрами, разделом 2 которого предусмотрена этапность освоения участка недр. По условиям названного лицензионного соглашения согласно раздела 2 Обществу необходимо было выполнить: 1-ый этап - переоценка запасов песчано-гравийного материала и песка в срок до 31.05.2008 в установленном этим же разделом порядке; 2-ой этап - разработка и согласование технического проекта разработки участка недр в срок до 31.12.2008 в установленном этим же разделом соглашения порядке; 3-ий этап - промышленная добыча песка и песчано-гравийного материала с 01.01.2009 в контуре выделенного горного отвода в соответствии с утвержденным техническим проектом разработки участка недр в течении 15 лет с момента регистрации лицензии.
При проверке установлено, что лицензиатом названные работы в указанные сроки выполнены не были, в связи с чем Комитет сделал вывод о нарушении Обществом условий данного лицензионного соглашения и привлек его к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами.
Признавая незаконным оспариваемое постановление Комитета, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в нарушение требований части 1 статьи 26.1 и пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Комитет не исследовал вопрос о наличии объективной стороны вменяемого Обществу правонарушения - Комитетом не выявлено, что Общество в спорный период пользовалось недрами.
Вместе с тем, суд первой инстанции указал, что из представленного в материалы дела письма Общества видно, что Общество отрицает факт ведения геологического изучения недр на спорном участке, в связи с отказом администрации Новоржевского района предоставить данный участок в аренду.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В данном случае, поскольку Комитетом не представлено доказательств фактического пользования Обществом недрами, вывод суда о том, что событие правонарушения Комитетом не установлено, является правильным.
Кроме того, согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в совершении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Судебные инстанции, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные сторонами в материалы дела доказательства, установили, что в ходе административного производства причины невыполнения Обществом условий, лицензионного соглашения Комитетом не выяснялись; фактов, свидетельствующих о том, что у ООО "С.Ф.Ф." имелась возможность для соблюдения условий, указанных в лицензионном соглашении, за нарушение которых оно привлечено к административной ответственности, но Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их выполнению, ни в протоколе, ни в оспариваемом постановлении не приведено.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о недоказанности Комитетом наличия вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по делу N А52-4246/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.