Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Васильевой Е.С. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 31.05.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2011 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А21-6897/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Победа-Торг", место нахождения: 236010, город Калининград, проспект Победы, дом 42, ОГРН 1043900847759, (далее - Общество, ООО "Победа-Торг") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду (далее - Инспекция N 9), выразившегося в неначислении и невыплате Обществу 4 096,17 руб. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога, а также об обязании Инспекции N 9 выплатить (совершить действия, направленные на выплату) налогоплательщику указанной суммы процентов.
Определением суда первой инстанции от 23.09.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - Инспекция N 8), в которой Общество состояло на налоговом учете в момент обращения с заявлением о возврате излишне уплаченного налога.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2011 требования ООО "Победа-Торг" удовлетворены. Суд признал незаконным оспариваемое бездействие Инспекции N 9 и обязал этот налоговый орган выплатить Обществу в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), 4 096,17 руб. процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 решение суда от 23.11.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция N 9 просит отменить решение и постановление судов, ссылаясь на незаконность возложения на нее обязанности по начислению и выплате Обществу предусмотренных пунктом 10 статьи 78 НК РФ процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченного налога. По мнению подателя жалобы, названная обязанность должна быть возложена на Инспекцию N 8, в которой Общество ранее состояло на налоговом учете и в которую им было подано заявление о возврате излишне уплаченного налога. Как указывает податель жалобы, положениями статьи 78 НК РФ не регламентирован порядок возврата излишне уплаченного налога с начисленными за нарушение срока его возврата процентами в случае перехода налогоплательщика в другой налоговый орган, а потому проценты должен начислять и выплачивать тот налоговый орган, который нарушил срок возврата спорной суммы налога, не приняв соответствующее решение в установленный срок.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов, приведенных в жалобе.
Как видно из материалов дела, по итогам 2008 года у ООО "Победа-Торг" образовалась переплата единого налогу. В июле 2009 года от Общества поступило в Инспекцию N 8 заявление от 03.07.2009 N 010 (л.д. 13) о возврате 27 202 руб. излишне уплаченного налога. Это заявление Инспекция N 8 не рассмотрела, решение о возврате в установленный срок не приняла.
В связи с вступлением в силу Закона Калининградской области от 10.06.2010 N 463 "Об административно-территориальном устройстве Калининградской области" и решения окружного Совета депутатов города Калининграда от 29.06.2009 N 140 "Об утверждении границ между административными районами городского округа "Город Калининград" с ноября 2010 года юридические лица, находящиеся в Центральном, Октябрьском и Балтийском округах города Калининграда, переведены на налоговый учет в Инспекцию N 9.
В декабре 2010 года ООО "Победа-Торг" повторно обратилось в Инспекцию N 8 с заявлением о возврате излишне уплаченного единого налога, которое в феврале 2011 года передано ею в Инспекцию N 9. Эта Инспекция в мае 2011 года приняла решения от 05.05.2011 N 130832 и 130833 о возврате налогоплательщику 27 202 руб. излишне уплаченного налога. Фактически указанная сумма налога возвращена Обществу 13.05.2011, что следует из платежных поручений от 13.05.2011 N 802 и 803.
Поскольку излишне уплаченная сумма налога возвращена с нарушением установленного в пункте 6 статьи 78 НК РФ срока, Общество на основании пункта 10 статьи 78 НК РФ обратилось в Инспекцию N 9 с заявлением от 29.06.2011 N 008 (л.д. 17) о начислении и выплате процентов в сумме 4 096,17 руб. за период с 07.08.2009 по 12.05.2011.
Неисполнение Инспекцией N 9 этого заявления послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции N 9.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная статьей 32 НК РФ обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Порядок зачета и возврата излишне уплаченного налога установлен в статье 78 НК РФ. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня его получения налоговым органом. Если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществлен с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие выплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Из материалов дела следует, что возврат излишне уплаченного ООО "Победа-Торг" налога осуществила Инспекция N 9, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете. Причем, несмотря на нарушение установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ срока, Инспекция N 9 возвратила Обществу сумму налога без начисленных процентов.
Общество, самостоятельно рассчитав сумму подлежащих выплате процентов, которая за период с 07.08.2009 по 12.05.2011 составила 4 096,17 руб., обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, исследовав и оценив в совокупности представленные по делу доказательства, пришли к выводу о правильном определении Обществом начального и конечного момента течения срока начисления процентов, а также их суммы. Вывод судов основан на положениях пунктов 6 и 10 статьи 78 НК РФ. Расчет процентов, сделанный Обществом и проверенный судами, Инспекция N 9 в кассационной жалобе не оспаривает.
Довод налогового органа о том, что срок возврата излишне уплаченного налога нарушен Инспекцией N 8, а потому у судов отсутствовали правовые основания удовлетворять требования Общества, предъявленные к Инспекции N 9, кассационная инстанция считает неосновательным.
В соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, куда входят федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Их общей задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Следовательно, результаты мероприятий налогового контроля, относящиеся к одним и тем же обстоятельствам, должны учитываться вне зависимости от того, каким налоговым органом они установлены.
Из системного толкования положений статей 30-32, 82 и 83 НК РФ следует, что полномочия налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля реализуются в отношении лиц, которые в силу закона подлежат налоговому учету в соответствующем налоговом органе, а в пункте 2 статьи 78 НК РФ прямо указано, что возврат излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Таким образом, обязанность восстановить нарушенное право лежит на инспекции, где налогоплательщик в этот момент состоит на налоговом учете.
В связи с переходом Общества на налоговый учет в Инспекцию N 9 все неисполненные обязанности, касающиеся взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом по прежнему месту учета, являются обязательными для Инспекции N9. После перехода ООО "Победа-Торг" на налоговый учет в новую инспекцию обязанность по возврату ему излишне уплаченного налога, в том числе по начислению и выплате предусмотренных пунктом 10 статьи 78 НК РФ процентов, не исполненная Инспекцией N 8, не прекратилась и не изменилась. Аналогичная правовая позиция сформулирована в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2006 N 1334/06.
Суды при рассмотрении дела правильно указали, что поскольку возврат излишне уплаченного налога осуществлен Инспекцией N 9 - налоговым органом, в котором Общество состоит на налоговом учете, именно эта инспекция обязана была компенсировать потери налогоплательщика, вызванные несвоевременным возвратом суммы излишне уплаченного налога. Между тем Инспекция N 9 не только возвратила ООО "Победа-Торг" сумму налога без начисленных процентов, но и оставила без исполнения заявление налогоплательщика от 29.06.2011 N 008 о начислении и выплате процентов в сумме 4 096,17 руб. за период с 07.08.2009 по 12.05.2011.
Поскольку система налоговых органов является централизованной и единой, перевод Общества из одного налогового органа на учет в другой налоговый орган и нарушение установленного в пункте 6 статьи 78 НК РФ срока налоговым органом по прежнему месту учета не имеет правового значения для рассмотрения данного дела. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22.04.08 N 17520/07 разъяснил, что в отношениях с налогоплательщиком налоговые инспекции по старому и новому местам его учета должны рассматриваться как одно и то же лицо.
Учитывая, что налоговыми органами допущена просрочка возврата Обществу из бюджета излишне уплаченного налога, кассационная инстанция считает законным и обоснованным возложение на Инспекцию N 9 обязанности начислить на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, и обеспечить выплату спорной суммы процентов.
Все доводы налогового органа, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не допущено.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы Инспекции N 9 у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 23.11.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 по делу N А21-6897/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по городу Калининграду - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.