Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Бурматовой Г.Е.,
при участии от Санкт-Петербургской таможни Шаляпиной О.А. (доверенность от 10.01.2012 N 06-21/81),
рассмотрев 05.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2011 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 (судьи Савицкая И.Г., Семенова А.Б., Лопато И.Б.) по делу N А56-35544/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Б. Браун Медикал", место нахождения: 191040, Санкт-Петербург, ул. Пушкинская, д. 10, ОГРН 1037843006233 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Санкт-Петербургской таможни, место нахождения: 199000, Санкт-Петербург, 9-ая линия В.О., д. 10, ОГРН 1037800003493 (далее - Таможня), по зачету излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1 941 271 руб. 09 коп., а также о признании недействительным решения Таможни, изложенного в письме от 06.04.2011 N 27-39/6669.
В качестве способа устранения допущенных нарушений его прав, Общество просило суд обязать Таможню зачесть в счет предстоящих к уплате таможенных платежей излишне уплаченный НДС в сумме 1 941 271 руб. 09 коп.
Решением суда первой инстанции от 28.09.2011, оставленным без изменений постановлением апелляционного суда от 10.02.2012, требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и принять по настоящему делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, излишне уплаченные или излишне взысканные налоги могут быть зачтены только в счет конкретных видов и сумм таможенных платежей, в отношении конкретных товаров или товарной партии, оформленной по конкретной товарной декларации. Таможня отмечает, что в оспариваемом письме не отказывала Обществу в зачете спорных сумм, а уведомляла о необходимости приведения заявления о зачете в соответствие с требованиями статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
При этом податель жалобы также указывает, что Общество не представило документов, подтверждающих право на налоговую льготу в отношении спорных товаров.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представители Общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в период с 01.07.2010 по 28.03.2011 Общество ввозило на таможенную территорию Российской Федерации медицинские товары (катетеры, наборы и принадлежности для катетеризации), уплачивая таможенные платежи, в том числе НДС.
Руководствуясь положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 150 и подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которым не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинской техники по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, декларант обратился к таможенному органу с заявлением от 28.03.2011 N 12 о зачете в счет предстоящих таможенных платежей излишне уплаченной суммы названного налога.
К заявлению общество приложило копии сертификатов и регистрационных удостоверений в отношении ввезенного товара, акт сверки и копии перечисленных в акте ГТД.
В результате сверки расчетов за указанный период Таможня подтвердила факт уплаты Обществом 1 941 271 руб. 09 коп. НДС.
В письме от 06.04.2011 N 27-39/6669 Таможня со ссылками статью 147 Закона N 311-ФЗ сообщила о необходимости для осуществления зачета денежных средств указывать в заявлении о зачете номера таможенных деклараций, на оплату которых будет использован излишне уплаченный налог, а при отсутствии сведений о номерах деклараций - обращаться с заявлением о возврате. Таким образом, Таможня фактически отказала в зачете указанной суммы уплаченного НДС в счет предстоящих платежей.
Кроме того, таможенный орган отметил, что ввезенные Обществом товары являются не медицинской техникой, а изделиями медицинского назначения, подлежащими обложению НДС по ставке 10%. При этом Таможня сослалась на сведения, содержащиеся в представленных декларантом регистрационных удостоверениях Росздравнадзора РФ на ввезенные товары.
Не согласившись с действиями и доводами Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования заявителя, исходя из правомерности обращения Общества к таможенному органу с заявлением о зачете фактически уплаченных сумм налога при ввозе товаров, принадлежащих к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники и не подлежащих обложению НДС.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В период с 1 июля по 29 декабря 2010 года на территории Российской Федерации одновременно действовали Таможенный кодекс Таможенного союза и Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Как следует из пункта 2 статьи 127 ТК РФ при декларировании товаров и совершении иных таможенных операций декларант обязан уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату в соответствии с разделом III названного Кодекса.
К таможенным платежам относится налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (статья 318 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 ТК ТС взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза НДС относится к таможенным платежам.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в том числе в случае, если в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение (подпункт 4 пункта 3 статьи 80 ТК ТС).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ и подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ не подлежит обложению НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 утвержден Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (далее - Перечень). Согласно разъяснениям Министерства здравоохранения Российской Федерации (письмо от 25.03.2002 N 2510/2698-02-23) и Министерства финансов Российской Федерации (письмо от 06.03.2002 N 04-03-05/10) принадлежность медицинской техники к указанному Перечню определяется на основании кодов Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (далее - ОКП).
В Примечании 1 к Перечню указано, что к перечисленной в настоящем перечне медицинской технике относится медицинская техника отечественного и зарубежного производства, имеющая регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке.
В данном случае, как установили суды и подтверждается материалами дела, спорный товар прошел в установленном порядке регистрацию в Министерстве здравоохранения Российской Федерации как изделие медицинской техники, о чем 20.10.2006 выданы соответствующие регистрационные удостоверения. Ввезенный Обществом товар относится к группам "инструменты медицинские - зондирующие, бужирующие" и "наборы медицинские", коды ОКП 943630, 943640, 943790, включенной в Перечень (пункты 6 и 7) как важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС.
Согласно оспариваемому письму Таможни 06.04.2011 N 27-39/6669 указанные регистрационные удостоверения были представлены при оформлении грузовых таможенных деклараций (том дела 1, лист 8). Кроме того, копии данных удостоверений Общество представило Таможне вместе с заявлением о проведении зачета и имеются в материалах дела (том дела 1, листы 11, 85-96).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу том, что Обществом таможенному органу представлены надлежащие доказательства наличия права на применение льгот на ввезенные медицинские товары.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Частями 10 и 11 названной статьи предусмотрено, что возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.
Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений части 12 настоящей статьи.
В части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ приведен перечень условий, при которых не может быть произведен возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин.
Применительно к рассматриваемым обстоятельствам суды установили, что оспариваемое решение (письмо) таможенного органа не содержит ссылок на перечисленные в части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ основания для отказа в зачете излишне уплаченных сумм налога.
Изложенные в кассационной жалобе доводы о невозможности проведения зачета излишне уплаченного НДС в счет предстоящих платежей без указания конкретной операции по конкретной ДТ суды двух инстанций признали несостоятельными, обоснованно указали при этом на отсутствие нормативных положений, предусматривающих обязательное указание в заявлении о зачете номеров конкретных таможенных деклараций.
Судами двух инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что заявитель документально подтвердил правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о зачете излишне уплаченных таможенных платежей.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для отказа в зачете излишне уплаченных сумм налога и обоснованно возложили на Таможню обязанность по устранению допущенных нарушений прав заявителя.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат имеющимся в деле доказательствам, которые оценены судами по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.09.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 по делу N А56-35544/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.