Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 9 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кадулина А.В.,
судей Грачевой И.Л. и Константинова П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.2011 (судья Бекарова Е.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Ралько О.Б.) по делу N А05-11855/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Статус М" (ОГРН 1102902000607; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным бездействия Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - Управление), выразившегося в непринятии в срок, установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), решения о предоставлении заявителю в собственность земельного участка с кадастровым номером 29:28:103075:73, и о возложении на Управление обязанности принять решение о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением суда первой инстанции от 08.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.03.2012 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения и постановления, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы указывает на следующее: вывод судов о том, что отсутствие поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) на продажу федерального имущества не является препятствием для реализации Обществом права на выкуп спорного земельного участка, противоречит пункту 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374 (далее - Типовое положение); данным пунктом установлено, что продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества; поскольку Управление такое поручение не получило, то оно не вправе заключить договор купли-продажи спорного земельного участка.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, обществу принадлежат на праве собственности здание КПП общей площадью 86,5 кв.м, инв. номер 4505, лит. Б, по адресу: Архангельская область, г. Северодвинск, ул. К. Маркса, д. 46; здание гаража общей площадью 60,1 кв.м, по тому же адресу; здание гаража на пять боксов общей площадью 441,6 кв.м, по тому же адресу.
Указанные объекты недвижимости расположены на находящемся в федеральной собственности земельном участке с кадастровым номером 29:28:103075:73, общей площадью 4106.22 кв. м (далее - земельный участок).
Общество обратилось в Управление с заявлением от 18.08.2009 о предоставлении в собственность указанного земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, с приложением необходимого пакета документов.
Поскольку из представленной Обществом выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12.08.2011 N 06/014/2011-452 следовало, что зарегистрировано ограничение (обременение) права собственности на земельный участок в виде права аренды общества с ограниченной ответственностью "ЛЕО" (далее - ООО "ЛЕО") Управление обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области с заявлением о снятии указанного ограничения (обременения) в связи с ликвидацией ООО "ЛЕО". А также письмом от 22.09.2011 N 7882 запросило выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка.
После получения вышеуказанных документов Управление письмом от 19.10.2011 N 8729 направило документы в Росимущество.
В связи с тем, что Управление в установленные законом сроки не приняло решение о предоставлении земельного участка в собственность, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства и доводы сторон, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для удовлетворения заявленных требований, признали оспариваемое бездействие Управления незаконным, обязали Управление принять решение о предоставлении спорного участка в собственность Общества и направить ему проект договора купли-продажи этого участка.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Суды установили следующее: Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, имеет исключительное право, предусмотренное статьей 36 ЗК РФ, на выкуп этого участка; у Общества имеются все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов; Управление, по сути, не оспаривает право Общества на выкуп названного участка, занятого принадлежащими заявителю объектами недвижимости, а в отзыве на заявление обосновало свой отказ в выкупе только отсутствием поручения Росимущества на продажу этого участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, в том числе Типовое положение и Положение о Росимуществе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правомерно отклонили ссылку Управления на отсутствие у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества. Суды обоснованно посчитали, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом.
В кассационной жалобе Управление не привело никаких доводов, свидетельствующих об отсутствии у Общества права на приватизацию спорного участка, а сослалось только на отсутствие поручения Росмущества на его продажу.
Поскольку данному доводу дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.12.2011, и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 по делу N А05-11855/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили следующее: Общество как собственник объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, имеет исключительное право, предусмотренное статьей 36 ЗК РФ, на выкуп этого участка; у Общества имеются все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов; Управление, по сути, не оспаривает право Общества на выкуп названного участка, занятого принадлежащими заявителю объектами недвижимости, а в отзыве на заявление обосновало свой отказ в выкупе только отсутствием поручения Росимущества на продажу этого участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав нормативные акты, регулирующие деятельность Росимущества и его территориальных органов, в том числе Типовое положение и Положение о Росимуществе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, правомерно отклонили ссылку Управления на отсутствие у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества. Суды обоснованно посчитали, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами и отсутствие данного поручения не может служить препятствием для реализации собственником объекта недвижимости права на выкуп земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 июня 2012 г. N Ф07-3952/12 по делу N А05-11855/2011