Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Никитушкиной Л.Л.,
при участии от муниципального унитарного предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Таранина А.А. (доверенность от 28.12.2011 N 2), от Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Шушуновой П.П. (доверенность от 18.01.2012),
рассмотрев 27.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2012 по делу N А21-11206/2011 (судьи Сычевская С.Н., Генина С.В., Мялкина А.В.),
установил:
Муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград", место нахождения: Калининград, ул. Комсомольская, д. 12, ОГРН 1023900591626 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействующим приказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, место нахождения: Калининград, Советский пр., д. 13, ОГРН 1023900773192 (далее - Служба), от 28.11.2011 N 113-01 окк/11 "Об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение организации коммунального комплекса МУП КХ "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (далее - Приказ), а также об обязании Службу устранить допущенное нарушение закона и издать приказ об установлении тарифов на холодную воду и водоотведение Предприятию с учетом показателей производственной программы по водоснабжению - 35 888,4 тыс.куб.м, по водоотведению - 44 758,018 тыс.куб.м.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация городского округа "Город Калининград" (далее - Администрация).
Решением суда первой инстанции от 28.03.2012 в удовлетворении заявленных требований Предприятию отказано.
В кассационной жалобе Предприятие просит отменить решение от 28.03.2012 и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы полагает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права.
Податель жалобы указывает на то, что Предприятие своевременно представило в Службу производственную программу.
Как считает податель жалобы, ни Служба, ни суд не установили несоответствие производственной программы финансовым потребностям Предприятия, в связи с чем Служба необоснованно произвела самостоятельный расчет тарифа.
В обосновании своих доводов податель жалобы ссылается на статью 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (далее - Закон N 210-ФЗ), пункт 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520.
В отзыве на кассационную жалобу Служба просит оставить в силе обжалуемый судебный акт, считая его обоснованным и законным.
В судебном заседании представитель Предприятия подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представитель Службы возражал против удовлетворения жалобы.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Калининградской области от 28.03.2011 N 189 "О службе по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области" утверждено Положение о Службе.
Службой 28.11.2011 издан Приказ, который опубликован в газете "Калининградская правда" от 03.12.2011 N 225.
Названным Приказом установлены тарифы на холодную воду и водоотведение для потребителей Предприятия и согласована производственная программа Предприятия сроком реализации один год.
До установления спорных тарифов Предприятие представило в Службу производственные программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2012 год, которые содержали:
- план мероприятий но повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой предприятием системы коммунальной инфраструктуры;
- план мероприятий но энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Показатели производственной программы в сфере водоснабжения на 2012 год включали в себя:
- объем выработки воды - 54 821,139 тыс.куб.м;
- объем воды, использованной на собственные нужды - 3 550,116 тыс.куб.м;
- объем пропущенной воды через очистные сооружения - 54 794,124 тыс.куб.м;
- объем отпуска в сеть - 52 193,724 тыс.куб.м;
- объем реализации воды, в том числе по группам потребителей - 35 888,400 тыс.куб.м.
Показатели производственной программы в сфере водоотведения на 2012 год включали в себя:
- объем отведенных стоков - 53 089,224 тыс.куб.м;
- объем отведенных стоков, пропущенных через очистные сооружения - 48 895,120 тыс.куб.м;
- сточные воды, переданные другим канализациям - 44 758,018 тыс.куб.м;
- объем реализации услуг, в том числе по группам потребителей и ливневые стоки - 44 758,018 тыс.куб.м.
В заявлении на установление тарифа на водоотведение Предприятие указало подъем воды в размере 54 821,139 тыс.куб.м, объем реализации воды - 35 089,4 тыс.куб.м, потери воды - 16 305,3 тыс.куб.м. Рассчитанные заявителем тарифы (без учета НДС) составили: на водоснабжение - 18,25 руб./куб.м, на водоотведение - 17,54 руб./куб.м.
В 2011 году тариф на водоснабжение составлял 12,11 руб./куб.м, на водоотведение - 5,18 руб./куб.м.
Служба установила, что предложенный заявителем рост тарифов, по сравнению с действующими в 2011 году, составил: на водоснабжение - 150%, на водоотведение - 339%.
Служба, руководствуясь частью 5 статьи 9 Закона N 210-ФЗ, самостоятельно произвела расчет тарифов.
Ссылаясь на то, что Приказ не соответствует требованиям Закона N 210-ФЗ, приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса", приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение от 28.03.2012, суд руководствовался статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 2, 3, 7, 9 Закона N 210-ФЗ, пунктами 20, 21, 29 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерством регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания), пунктом 7.3.1 Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.10.2007 N 101 (далее - Методические рекомендации) и исходил из того, что Приказ соответствует указанным нормативным актам.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела решения и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно статье 13 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым Приказом Предприятию утверждены тарифы на холодную воду и водоотведение без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд правомерно отнес Приказ к числу нормативных правовых актов и рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом N 210-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ в соответствии с названным Законом подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок в том числе являются: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 210-ФЗ финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
Методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса закреплены в статье 8 Закона N 210-ФЗ, в части 2 которой установлено, что в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Согласно статье 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Согласно пункту 8 Методических рекомендаций объем производства товаров и услуг рекомендуется определять: в сфере водоснабжения - как сумма объемов: реализации воды, потерь воды, используемой на собственные нужды; в сфере водоотведения и очистки сточных вод - как сумма объемов отведенных стоков.
В соответствии с пунктом 9 Методических рекомендаций для определения объема воды, используемой на собственные нужды, а также объема потерь органам регулирования рекомендуется устанавливать соответствующие нормативы.
Исследовав представленные Предприятием документы, Служба установила, что предложенные Предприятием потери воды в объеме 16 305,3 тыс.куб.м означают, что при объеме реализации (доведенной до потребителя воды) 35 888,4 тыс.куб.м, почти половина воды не доводится до потребителя. Это приводит к необоснованно высокому тарифу на водоснабжение, так как тариф представляет собой частное от деления затрат, рассчитываемых для всего объема производства, на объем реализации.
Предприятие, при разработке производственной программы, не обращалось в Службу по вопросу установления объема (норматива) потерь, в связи с чем, Служба, в целях установления фактического объема потерь, потребовала представить сведения об использовании воды по форме N 2-ТП в соответствии с приказом Росстата от 19.10.2009 N 230.
На основании представленных Предприятием сведений (от 10.10.2011 исх. N 4445) Службой установлено, что потери воды в 2009 году составили 7 965,5 тыс.куб.м или 13,7% к объему отпущенной воды, в 2010 году - 5 054 тыс.куб.м или 8,8% к объему отпуска. На дату установления тарифов фактические потери в 2011 году не были определены. Средний объем потерь воды за два предшествующих года составил 11,2%, что с учетом планируемого на 2012 год объема отпуска воды составляет 5 848,35 тыс.куб.м.
С учетом рассчитанного Службой объема потерь воды, определенного на основе фактических данных, объем реализации, представляющий собой объем отпущенной воды за минусом объема потерь, составил 46 370,6 тыс.куб.м.
Объем водоотведения в размере 52 802,60 тыс.куб.м также определен Службой на основании фактических данных, с учетом ежегодного роста данного показателя.
При рассмотрении спора судом установлено, что при расчете тарифов и определении финансовых потребностей заявителя Служба использовала показатели производственной программы, представленные Предприятием, а объем потерь воды установлен в соответствии с пунктами 20 и 21 Методических указаний.
Таким образом, при рассмотрении спора суд пришел к обоснованному выводу о том, что Приказ принят уполномоченным органом, соответствует требованиям Закона N 210-ФЗ и не нарушает права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили соответствующую правовую оценку.
Поскольку при рассмотрении спора судом первой инстанции нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.03.2012 по делу N А21-11206/2011оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального унитарного предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.