Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Никитушкиной Л.Л., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Тверьэнергогаз" Белова Е.В. (доверенность от 30.12.2011 N 2), от собрания депутатов Кашинского района Тверской области Шуклина Ю.Д. (доверенность от 14.06.2012 N 5), от Администрации Кашинского района Тверской области Шуклина Ю.Д., (доверенность от 14.06.2012 N 21), от муниципального унитарного предприятия Кашинского района "Городские электрические и тепловые сети" Шуклина Ю.Д. (доверенность от 10.01.2012 N 1).
рассмотрев 29.06.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.03.2012 (судьи Бажан О.М., Балакина Ю.П., Голубева Л.Ю.) по делу N А66-10846/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз", место нахождения: 170033, г. Тверь, Склизкова ул., д. 21; ОГРН 10226900548982 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к собранию депутатов Кашинского района Тверской области (далее - собрание депутатов) о признании раздела 5 приложения N 2 к решению собрания депутатов Кашинского района Тверской области от 08.12.2006 N 142 "Тариф для населения с НДС" (далее - раздел 5 к решению N 142) не соответствующим требованиям Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) и приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области место нахождения:170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900585942 (в настоящее время Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, далее - РЭК) от 06.04.2007 N 16-НП "О тарифах на тепловую энергию, отпускаемую ООО "Тверьэнергогаз" (далее - приказ от 06.04.2007 N 16-НП) и недействующим.
К участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены РЭК, Администрация Кашинского района Тверской области (далее - Администрация Тверской области) и муниципальное унитарное предприятие Кашинского района Тверской области "Городские электрические и тепловые сети" (далее - МУП).
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Тверской области.
Решением от 19.03.2012 Обществу отказано в удовлетворении заявления; раздел 5 решения N 142 признан соответствующим Закону N 41-ФЗ.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не учел, что при принятии оспариваемого решения собрание депутатов знало об экономически обоснованном тарифе, на что указывает раздел 4 Приложения N 2 к решению собрания депутатов от 08.12.2006 N 142, а также на момент издания оспариваемого нормативного акта существовал приказ РЭК по тарифам, принятым для муниципального унитарного предприятия "ГЭТС".
В отзывах на кассационную жалобу прокурор, Администрация Тверской области, собрание депутатов и МУП просят обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель собрания депутатов, Администрации Тверской области и МУП возражал против ее удовлетворения.
РЭК и прокурор, уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 26.06.2012 до 11 час 15 мин 29.06.2012.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество 18.11.2002 года зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц.
В 2007 году Общество осуществляло производство и поставку тепловой энергии потребителям Кашинского района, в том числе населению.
Общество при расчете стоимости отпущенной тепловой энергии населению применяло тариф за отопление и подогрев воды, установленный разделом 5 решения N 142, опубликованного в Кашинской газете от 15.12.2006 N 52, и составляющий 752 руб. 84 коп. (с учетом НДС).
Тарифы на тепловую энергию для потребителей Общества были установлены приказом РЭК от 06.04.2007 N 16-нп. Тариф на горячую воду составил 808 руб. 60 коп. без учета НДС.
Общество, полагая, что разделом 5 решения N 142 собрание депутатов установило экономически необоснованный (заниженный) тариф и не соответствующий требованиям Закона N 41-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим.
Суд первой инстанции отказал заявителю в удовлетворении требований, признав раздел 5 решения N 142 соответствующим положениям Закона N 41-ФЗ.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд правомерно отнес частично оспариваемое решение к числу нормативных правовых актов и рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В период принятия собранием депутатов решения N 142 действовал Закон N 41-ФЗ, статьей 2 которого установлено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
В соответствии со статьей 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют регулирование указанных тарифов в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно статье 6 Закона N 41-ФЗ тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование тарифов на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в данном случае собрание депутатов оспариваемым решением установило не тарифы на тепловую энергию, а размер платы граждан за коммунальную услугу (теплоснабжение).
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, размер платы за коммунальные услуги для населения, проживающего в жилищном фонде всех форм собственности рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), предусмотрено, что размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 ЖК РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с названной статьей.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ).
Из общих принципов регулирования тарифов и надбавок, предусмотренных статьей 3 Закона N 210-ФЗ, следует, что тариф организаций коммунального комплекса является индивидуальным для каждой такой организации, осуществляющей регулируемый вид услуг, отражает специфику их самостоятельной производственной деятельности и инвестиционных программ, а возможность применения одной организацией коммунального комплекса тарифов, утвержденных для другой организации такого типа, действующим законодательством не предусмотрена, при таких обстоятельствах организации коммунального комплекса вправе применять только максимальные предельные тарифы в периоды, когда для них региональной энергетической комиссией или органами регулирования муниципальных образований не установлены индивидуальные тарифы.
Положением о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, к полномочиям ФСТ отнесено установление предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации (пункт 5.3.1.31.4), а также предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации (5.3.1.31.5). На 2007 год такие предельные индексы установлены приказом ФСТ от 01.08.2006 N 168-э/3 (в редакции от 11.08.2006).
Согласно приложениям N 1 и 3 к названному приказу предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Тверской области составляет 112%, а предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг в том же субъекте - соответственно 115% и 116%.
Администрация Тверской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ей частью 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, постановлением от 30.11.2006 N 287-ПА утвердила предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год. Согласно названному постановлению указанные предельные индексы по Кашинскому району составили 115%.
При этом частью 5 статьи 4 Закона N 210-ФЗ определено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
В данном же случае в части определения цены на горячее водоснабжение и отопление собрание депутатов реализовало свои полномочия, предоставленные ему статьей 157 ЖК РФ.
В обоснование заявления о признании нормативного акта частично недействующим Общество ссылается на то, что оспариваемым решением N 142 нарушаются его права и законные интересы Общества. При этом Общество обосновывает нарушение права разницей в тарифах, установленных разделом 5 решения N 142 и приказа РЭК от 06.04.2007 N 16-НП.
Суд первой инстанции установил, что нормативным актом права и законные интересы Общества не нарушены.
Кассационная инстанция считает этот вывод суда правильным, но по иным основаниям.
На момент принятия оспариваемого решения N 142 тарифа, установленного РЭК для Общества, не имелось.
В суде кассационной инстанции представитель заявителя пояснил, что Общество, оказывая услуги по теплоснабжению населения жилых домов Кашинского района Тверской области, при определении стоимости отпущенной тепловой энергии в период с января по 06.04.2007 применяло тарифы для населения в размере 752 руб. 84 коп. (без НДС), установленные разделом 5 решения N 142.
В РЭК для установления соответствующих тарифов Общество обратилось в январе 2007 года. РЭК установила Обществу тарифы на отпускаемую тепловую энергию приказом от 06.04.2007 N 16-НП, опубликованном согласно сведениям информационно-правовой системы "КонсультантПлюс" в газете "Тверская жизнь" 29.07.2008.
С 01.04.2007 тарифы, установленные оспариваемым решением N 142, Общество не применяло, используя в расчетах тариф, утвержденный РЭК.
В момент издания оспариваемого решения N 142 приказа РЭК от 06.04.2007 N 16-НП не было.
Таким образом, оснований для вывода о нарушении прав Общества в результате возникновения разницы в тарифах не имеется.
Кассационная инстанция отклоняет ссылки подателя жалобы на раздел 4 приложения N 4 решения N 142 и на приказ РЭК по тарифам, принятым для муниципального унитарного предприятия "ГЭТС", поскольку указанными нормативными актами тариф для Общества не утверждался.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для его отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.13.2012 по делу N А66-10846/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверьэнергогаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.