См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 февраля 2013 г. N Ф07-7708/10 по делу N А13-18561/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 ноября 2012 г. N Ф07-7708/10 по делу N А13-18561/2009
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 мая 2012 г. N Ф07-7708/10 по делу N А13-18561/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 сентября 2011 г. N Ф07-7708/10 по делу N А13-18561/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 августа 2010 г. N Ф07-7708/2010 по делу N А13-18561/2009
См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2012 г. N 14АП-1896/12
См. также постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 мая 2011 г. N 14АП-2622/11
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Бычковой Е.Н., Старченковой В.В.,
рассмотрев 03.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области на определение Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2011 (судья Шумилова Л.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 (судьи Виноградов О.Н., Писарева О.Г., Федосеева О.А.) по делу N А13-18561/2009,
установил:
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 01.08.2011 сельскохозяйственный производственный кооператив "Стризневский" (далее - Кооператив) признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим должника утвержден Бобков Виктор Вячеславович.
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области (далее - Департамент) обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника требований в размере 1 924 000 руб. 90 коп.
Одновременно Федеральная налоговая служба (далее - уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в размере 1 924 000 руб. 90 коп.
В порядке статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) арбитражный суд объединил заявления Департамента и уполномоченного органа для их совместного рассмотрения, о чем вынес протокольное определение.
Определением от 05.12.2011 в удовлетворении требований Департамента и уполномоченного органа отказано в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 07.03.2012 определение от 05.12.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить определение и постановление и принять новый судебный акт.
Департамент ссылается на то, что ему предоставлено право взыскания в судебном порядке субсидий при нарушении условий, установленных правилами предоставления субсидий. Таким образом, выводы судов об отсутствии у Департамента полномочий по предъявлению требований о возврате субсидий несостоятельны.
Податель жалобы полагает, что доказал нарушение условий предоставления и получения субсидий.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
О времени и месте рассмотрения жалобы лица, участвующие в деле, надлежаще извещены, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Кооператив (заемщик) и Вологодский филиал открытого акционерного общества "Россельхозбанк" (кредитор) заключили следующие договоры:
кредитный договор от 18.07.2009 N 085000/0053 с приложениями и дополнительное соглашение к нему от 14.05.2009 на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов, кормов;
кредитный договор от 31.10.2008 N 085001/0053 с приложениями и дополнительное соглашение к нему от 14.08.2009 на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, минеральных удобрений, ветеринарных препаратов, кормов;
кредитный договор от 29.08.2008 N 085000/0074 с приложениями на приобретение техники по целевой программе "Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования" по договорам купли-продажи техники и/или оборудования от 25.07.2008 N 31, от 29.07.2008 N 32, от 29.07.2008 N 33, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "БИЛ-ФЕД";
кредитный договор от 29.08.2008 N 085000/0073 с приложениями на приобретение техники по целевой программе "Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования" по договорам купли-продажи техники и/или оборудования от 25.07.2008 N 327-08, от 20.05.2008 N 237-08-1, от 22.07.2008 N 323-08, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Урожай";
кредитный договор от 11.04.2007 N 075000/0074 с приложениями на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования по целевой программе "Кредит под залог приобретаемой техники и/или оборудования" по договорам, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "Технокомсервис" (от 16.03.2007 N 22СТ-07, от 16.03.2007 N 23СТ-07), обществом с ограниченной ответственностью "НАБИ" (от 23.02.3007 N 37-03), обществом с ограниченной ответственностью "Агроснаб "Вологодский" (от 02.03.2007 N 21, от 02.03.2007 N 22, от 02.03.2007 N 23, от 21.03.2007 N 28, от 21.03.2007 N 30, от 21.03.2007 N 31, от 21.03.2007 N 32), обществом с ограниченной ответственностью "Рожай" (от 01.03.2007 N 53-07, от 19.03.2007 N 68-07); закрытым акционерным обществом "БАМ" (от 18.03.2007 N 02СПб/36-07, от 19.03.2007 N 02ПСб/37-07).
Согласно выпискам из лицевых счетов средства по кредитным договорам перечислены, Кооперативом получено 56 485 000 руб.
Департаментом за 2007 - 2009 годы Кооперативу перечислены субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам в сумме 8 823 000 руб. 20 коп., из них за счет федерального бюджета - 7 172 000 руб. 80 коп., за счет областного бюджета - 1 650 000 руб. 40 коп. Данные обстоятельства подтверждаются платежными документами, расчетами, ведомостями начисления процентов.
Департамент, ссылаясь на нецелевое использование должником денежных средств, перечисленных ему в качестве субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным и краткосрочным кредитам, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В качестве доказательств нецелевого использования средств Департамент сослался на акт проверки (ревизии) Контрольно-счетной палаты Вологодской области от 02.12.2009 и отчет о проведении контрольно-ревизионного мероприятия от 29.12.2009 N 3-03/2/36.
Уполномоченный орган обосновал свои требования, сославшись на письмо Департамента от 20.01.2011 N 4395/14-37.
Суд первой инстанции признал заявления Департамента и уполномоченного органа необоснованными и отказал в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статей 100 и 142 Федерального закона от 27.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе конкурсного производства, такие требования направляются в арбитражный суд и управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Суд проверяет их обоснованность и по результатам рассмотрения выносит определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредиторов. В определении арбитражного суда о включении указываются размер и очередность удовлетворения таких требований.
Право на получение субсидий предусмотрено в постановлениях Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 1001 "О предоставлении в 2008 - 2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам и займам, полученным соответственно в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2004 - 2009 годах" и от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах" (далее - Постановление N 90).
Порядок предоставления таких субсидий установлен в Правилах распределения и предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, утвержденных Постановлением N 90 (далее - Правила).
Пунктом 16 Правил (в редакции, действовавшей до 01.01.2011) предусмотрено, что расчет размера субсидий осуществляется по ставке рефинансирования (учетной ставке) Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ), действующей на дату заключения кредитного договора (договора займа), а в случае заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа), связанного с увеличением платы за пользование кредитом (займом), - на дату заключения дополнительного соглашения к кредитному договору (договору займа).
В соответствии с указанными выше Правилами и Постановлением N 90 между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Департаментом заключено соглашение от 16.03.2009 N 649/17 о предоставлении субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства.
Пунктами 2.2.1, 2.3.1 указанного соглашения установлено, что Минсельхоз России направляет субсидии на счета Департамента в территориальный орган Федерального казначейства. Департамент, как уполномоченный орган, использует субсидии для перечисления получателям на поддержку соответствующих направлений сельскохозяйственного производства.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Вологодской области от 07.04.2009 N 588 утверждены Правила предоставления в 2009 году из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, согласно пункту 12 которых при нарушении условий, установленных Правилами, субсидия подлежит взысканию в доход областного бюджета с последующим перечислением в доход федерального бюджета в части субсидии, предоставленной в соответствии с федеральными Правилами.
Суды отказали в удовлетворении заявленных требования, поскольку посчитали, что Департамент в нарушение статьи 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих данные обстоятельства. При этом суды указали, что отчет о проведенном контрольно-ревизионном мероприятии от 29.12.2009, акт проверки от 02.12.2009 не являются доказательствами, достаточными для однозначного вывода о нецелевом использовании денежных средств, поскольку выводы, изложенные в названных документах, не подтверждены документально. Справки и объяснения не уполномоченных на то лиц также не могут являться надлежащими доказательствами такого использования.
Кассационная инстанция при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (статья 286 АПК РФ).
Доводы кассационной жалобы направлены по существу на переоценку доказательств, в связи с чем не могут быть приняты кассационной инстанцией.
Нарушений или неправильного применения судами норм материального либо процессуального права, которые могли бы привести к принятию неправильного судебного акта, кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
определение Арбитражного суда Вологодской области от 05.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2012 по делу N А13-18561/2009 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.