См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2013 г. N Ф07-237/12 по делу N А66-8179/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Боглачевой Е.В., Матлиной Е.О.,
при участии от товарищества собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А" Крупенина В.А. (доверенность от 01.08.2011), от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Волченко В.С. (доверенность от 29.06.2012 N 29) и Никитина Е.О. (доверенность от 07.02.2012 N 04),
рассмотрев 04.07.2012 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области и открытого акционерного общества "Тверские коммунальные системы" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу N А66-8179/2011 (судьи Пугачев А.А., Голубева Л.Ю., Балакин Ю.П.),
установил:
Товарищество собственников жилья "Рихарда Зорге, 5А", место нахождения: 170023, г. Тверь, ул. Рихарда Зорге, д. 5, корп. А, кв. 4, ОГРН 1026900586646 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании приложения N 2 к приказу Региональной энергетической комиссии Тверской области (170026, г. Тверь, Комсомольский пр., д. 4/4; ОГРН 1026900585942; в настоящее время Главное управление "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области; далее - Комиссия) от 29.11.2010 N 671-нп (далее - приказ N 671-нп) в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию в размере 909 руб./Гкал для иных потребителей не соответствующим требованиям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования), и приказу Федеральной службы по тарифам от 07.10.2010 N 244-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими предприятиями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год" (далее - приказ ФСТ от 07.10.2010) и недействующим.
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Тверской области.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы", место нахождения: 150044, г. Ярославль, Ленинградский пр., д. 41, ОГРН 1036900046732 (далее - Общество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 09.12.2011 Товариществу отказано в удовлетворении требований; приказ N 671-нп в оспариваемой части признан соответствующим Законам N 210-ФЗ и 41-ФЗ, а также Основам ценообразования.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2012 решение от 09.12.2011 отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суд решением от 19.04.2012 удовлетворил требование Товарищества: приложение N 2 к приказу N 671-нп в части установления одноставочного тарифа на тепловую энергию в размере 909 руб./Гкал для иных потребителей признан недействующим, как не соответствующий Законам N 210-ФЗ и 41-ФЗ, Основам ценообразования, а также Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
В кассационных жалобах Комиссия и Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просят отменить решение и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателей жалоб, тарифы на тепловую энергию применяются во взаиморасчетах между ресурсоснабжающими организациями и исполнителями коммунальных услуг, а в расчетах между последним и населением применяется размер платы за коммунальные услуги, рассчитанный исполнителем на основе тарифа с учетом иных факторов. Комиссия и Общество указывают, что судом подменяются понятия "установление тарифа" и "расчет уровня роста тарифа"; при расчете уровня тарифа, утвержденного на 2011 год, к тарифу 2010 года следует исходить из среднего тарифа в размере 826,36 руб./Гкал. Податели жалоб указывают на то, что средневзвешенный тариф является инструментом для определения "конечных" тарифов, по которым происходит реализация тепловой энергии; при этом средний уровень роста тарифа по области, подлежащий определению через средневзвешенный тариф, составил 111,56%, т.е. в пределах установленной приказом ФСТ от 07.10.2010 величины (111,7%). По мнению регулирующего органа и заинтересованного лица, законодательством не установлено, что тарифы на тепловую энергию не должны превышать предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги; законодательством прямо предусмотрена возможность превышения тарифов на тепловую энергию предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и урегулирован механизм компенсации возникающей разницы для исполнителей коммунальных услуг. Податели жалоб ссылаются на нарушение судом норм процессуального права, выразившееся в необоснованном отказе в привлечении к участию в деле третьих лиц (Департамента жилищно-коммунального хозяйства и Департамента финансов администрации города Твери), чьи права могут быть затронуты оспариваемым судебным актом. Кроме того, Комиссия указывает, что судом не дана оценка его доводам о применении положений пунктов 5, 6, 8, 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
В отзывах прокурор и Товарищество, ссылаясь на несостоятельность доводов жалоб, просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Комиссии поддержали доводы своей жалобы и жалобы Общества, а представитель Товарищества - доводы отзыва.
Общество и прокурор о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Комиссия приказом N 671-нп утвердила на 2011 год тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для населения и исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения жилищного фонда, в размере 909 руб./Гкал (приложение N 2). В примечании к этому приложению указано, что для исполнителей коммунальных услуг, а также для населения "предельно максимальный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги, в том числе услуги отопления и горячего водоснабжения, на 2011 год установлен приказом Комиссии от 29.11.2010 N 505-нп, пункт 1".
Приказом ФСТ от 07.10.2010 на 2011 год установлена предельная максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации. По Тверской области указанный уровень составил 111,7%.
Товарищество, полагая, что приказ N 671-нп принят Комиссией с нарушением приказа ФСТ от 07.10.2010, а также требований Законов N 210-ФЗ, 41-ФЗ и Основ ценообразования, обратилось в суд с заявлением о признании нормативного акта недействующим.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что рост тарифа на тепловую энергию для населения в 2011 году, согласно оспариваемому приказу, составил в г. Твери 124,39%; исполнитель коммунальных услуг в расчетах за поставленный ресурс использует два тарифа, при этом с ресурсоснабжающей организацией он производит расчеты по тарифу, отличающемуся от тарифа для населения, что противоречит пунктам 8 и 15 Правил N 307 и Закону N 41-ФЗ. Указанные обстоятельства послужили основанием для удовлетворения заявления Товарищества и признания приказа N 671-нп в оспариваемой части недействующим.
Кассационная инстанция считает выводы суда законными и обоснованными.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 2 статьи 192 АПК РФ прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных названным Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым приказом N 671-нп, опубликованным в установленном порядке, утвержден тариф на тепловую энергию без указания конкретных потребителей; он рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд правомерно рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В период утверждения Комиссией тарифов действовали положения Закона N 41-ФЗ, согласно статье 1 которого тарифы на тепловую энергию - это система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за тепловую энергию (мощность).
Из положений статьи 2 Закона N 41-ФЗ следует, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в названном Законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию и их предельных уровней.
Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.
Превышение указанных предельных уровней допускается в порядке, установленном статьей 6 Закона N 41-ФЗ.
В соответствии с абзацем четвертым статьи 6 Закона N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
Из материалов дела следует, что тариф на тепловую энергию, отпускаемую Обществом для населения, а также исполнителей коммунальных услуг на нужды отопления и горячего водоснабжения в 2010 году, составлял 730,77 руб./Гкал.
Приказом ФСТ от 07.10.2010 установлен предельный максимальный уровень тарифа на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на уровне, определяемом исходя из максимальной величины роста тарифов на 2011 год, который по Тверской области составил 111,7%.
При новом рассмотрении дела регулирующий орган пояснял, что расчет среднего роста тарифа по муниципальному образованию и по области в целом производится путем деления общей необходимой валовой выручки регулируемых организаций на общий объем полезного отпуска. Средний тариф в 2010 году составлял 826,36 руб./Гкал., а рост тарифа по отношению к тарифу 2011 года (909 руб./Гкал) составил 110%, что ниже роста допускаемого ФСТ России приказом от 07.10.2010.
Податели жалоб указывают, что в систему тарифов включается средневзвешенный тариф и с его помощью определяются конечные тарифы, по которым происходит непосредственная реализация тепловой энергии.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции сделал вывод о том, что рост тарифа на тепловую энергию для населения составил 124,39%. Судом правомерно указано, что Комиссией не доказано обстоятельство, что оспариваемый тариф утвержден в пределах максимальной величины роста тарифа на тепловую энергию, установленную ФСТ.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 15 Правил N 307 размер платы за отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Приказом Комиссии от 29.11.2010 N 505-нп утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год по городским округам, городским и сельским поселениям Тверской области. Для города Твери максимальный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год составил 115%.
Кроме того, приказом Комиссии от 17.12.2010 N 991-нп (далее - приказ N 991-нп) утверждены предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг. Из приложения к данному приказу следует, что предельный максимальный индекс изменения размера платы граждан за услуги отопления в городе Твери на 2011 год составил 113%.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции регулирующий орган, указывал, что Товарищество должно начислять плату гражданам исходя из предельного роста платы в размере 974,4 руб./Гкал (с НДС), а с Обществом заявитель должен рассчитываться по тарифам, утвержденным для указанной организации в размере 1072,62 руб./Гкал (с НДС).
Между тем в соответствии с пунктом 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации. Положения указанной нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах N 307 обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителями.
Суд первой инстанции применительно к положениям статьи 157 ЖК РФ, пунктов 8 и 15 Правил N 307 правомерно посчитал, что Комиссией на исполнителей коммунальных услуг возложена незаконная обязанность самостоятельно определять размер тарифа в рамках предельных уровней.
Схема порядка установления и применения тарифа на тепловую энергию и ставки платы граждан за отопление и горячее водоснабжение в городе Твери, приложенная Обществом к кассационной жалобе, не соответствует положениям приведенных нормативных актов.
Ссылка регулирующего органа на положения Закона N 185-ФЗ не принимается кассационным судом, поскольку основана на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Довод подателей жалобы о нарушении судами норм процессуального права, выразившемся в необоснованном отказе в привлечении к участию в деле третьих лиц, чьи права могут быть затронуты оспариваемым судебным актом, является несостоятельным. Лица, на права и обязанности которых может повлиять судебный акт, привлечены к участию в деле.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным, а жалобы Комиссии и Общества - не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2012 по делу N А66-8179/2011 оставить без изменения, а кассационные жалобы Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области и открытого акционерного общества "Тверские коммунальные системы" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.