Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Кирейковой Г.Г., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" Чиркова В.С. (доверенность от 25.01.2012 N 01-2012), от Комитета по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области Власова А.А. (доверенность от 26.10.2011 N 2-6-1258/11-0), от Федерального государственного унитарного предприятия "Завод имени Морозова" Хайдуковой Л.Х. (доверенность от 05.07.2012 N 15), прокурора Петровой О.Г. (доверенность от 25.06.2012 N 08-17-2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2011 по делу N А56-39326/2011 (судьи Баталова Л.Н., Соколова Н.Г., Терешенкова А.Г.),
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод имени Морозова", место нахождения: 188679, Ленинградская обл., Всеволожский район, пгт. им. Морозова, ул. Чекалова, д. 3, ОГРН 1034700561895 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Совета депутатов муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (188679, Ленинградская обл., Всеволожский район, пгт. им. Морозова, ул. Спорта, д. 5; ОГРН 1054700122916; далее - Совет депутатов) от 27.12.2010 N 52 "Об утверждении на 2011 - 2017 годы инвестиционной надбавки к тарифу на тепловую энергию для потребителей муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" (далее - постановление от 27.12.2010) как противоречащего пунктам 1 и 3 статьи 8, пункту 5 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены глава муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" и Комитет по тарифам и ценовой политике правительства Ленинградской области (далее - Комитет).
Решением от 29.11.2011 заявление Предприятия удовлетворено, постановление от 27.12.2010 признано не соответствующим действующему законодательству, противоречащим пунктам 1 и 3 статьи 8, пункту 5 статьи 29 Закона N 190-ФЗ.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.01.2012 решение от 29.11.2011 отменено в связи с нарушением норм процессуального права, являющимся безусловным основанием к отмене, а дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суд привлек к участию в деле общество с ограниченной ответственностью "Флагман" (ОГРН 1037811033534; далее - Общество) и открытое акционерное общество "Жилищно-коммунальное хозяйство пос. им. Морозова". К участию в деле в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), допущен прокурор.
Решением от 15.03.2012 постановление от 27.12.2010 признано недействующим.
В кассационной жалобе Совет депутатов, ссылаясь на нарушение судом норм права, просит отменить решение от 15.03.2012 и принять новое об отказе Предприятию в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, судом не учтено, что статья 8 Закона N 190-ФЗ на момент принятия оспариваемого постановления не вступила в силу, а пункт 5 статьи 29 указанного Закона прямого запрета на утверждение надбавок к тарифам на тепловую энергию не содержит, а в компетенцию органов местного самоуправления до 01.01.2011 входили полномочия по установлению надбавок к тарифам на тепловую энергию.
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит оставить решение от 15.03.2012 без изменения, полагая его правомерным.
В судебном заседании представитель подателя жалобы подтвердил ее доводы, а представитель Предприятия - доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Представитель Комитета и прокурор полагают решение от 15.03.2012 законным и обоснованным.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением от 27.12.2010 Совет депутатов утвердил для Общества надбавку к тарифу на тепловую энергию, отпускаемую потребителям муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области", в размере 550 руб./Гкал на период с 01.01.2011 до 31.12.2017.
В связи с утверждением надбавки к тарифу на тепловую энергию для Общества Советом депутатов утверждена также надбавка для ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова" в том же размере и на тот же период.
Постановление от 27.12.2010 опубликовано в газете "Ладожские новости" 30.12.2010 N 24 (142).
Предприятие, ссылаясь на то, что Советом депутатов при утверждении надбавки к тарифу не учтены положения пунктов 1 и 3 статьи 8, пункта 5 статьи 29 Закона N 190-ФЗ, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что у органа местного самоуправления после 30.07.2010 не имелось полномочий на утверждение надбавки к тарифу на тепловую энергию, и удовлетворил требования Предприятия.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемым постановлением Обществу и ОАО "Жилищно-коммунальное хозяйство п. им. Морозова" утверждены надбавки к тарифу на тепловую энергию, без указания конкретных потребителей; оно рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения.
Учитывая изложенное, суд правомерно отнес оспариваемое постановление к числу нормативных правовых актов и рассмотрел настоящий спор по правилам, установленным главой 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предприятие является потребителем тепловой энергии, отпускаемой принадлежащей ему гостинице, расположенной в пос. им. Морозова, и размер оплачиваемых тарифов на тепловую энергию непосредственно затрагивает его интересы в сфере экономической деятельности. Как усматривается из материалов дела, постановлением от 27.12.2010 Советом депутатов утверждена инвестиционная надбавка к тарифу на отпускаемую Обществом тепловую энергию для потребителей муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области" на 2011- 2017 годы.
Закон N 190-ФЗ (О теплоснабжении) устанавливает правовые основы экономических отношений, возникших в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии и мощности, а также определяет полномочия государственной власти и органов местного самоуправления в этой сфере, в том числе и государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения. Перечень подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары и услуги в сфере теплоснабжения, содержащийся в пункте 1 статьи 8 Закона N 190-ФЗ, является исчерпывающим и не содержит оснований для установления инвестиционной надбавки к ценам (тарифам).
Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения установлены статьей 7 названного Закона. Органы местного самоуправления могут быть наделены полномочиями на государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования. Данное положение вступило в силу с 01.01.2011.
При таком положении вывод суда о том, что Совет депутатов оспариваемым постановлением установил за пределами своих полномочий не предусмотренные законом надбавки, кассационная инстанция считает правильным. Доводы подателя жалоба о том, что оспариваемое постановление принято 27.12.2010, то есть до вступления в силу статей 7 и 8 Закона N 190-ФЗ и поэтому в соответствии со статьей 29 названного Закона действует до окончания периода, на который была установлена надбавка, правомерно отклонены судом. Положениями пункта 5 статьи 29 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что в том числе и регулируемые надбавки к тарифам на тепловую энергию и коммунальные услуги в сфере теплоснабжения, установленные в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" до дня вступления в силу Закона N 190-ФЗ сохраняют свое действие до окончания периода, на который они установлены.
Вместе с тем, Закон N 190-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть 30.07.2010, в то время как оспариваемое постановление принято Советом депутатов 27.12.2010 (после вступления названного Закона в силу). То обстоятельство, что шесть статей названного Закона из тридцати введены в действие с 01.01.2011, обоснованно не расценено судом в качестве позволяющего применить иной срок вступления Закона в силу (в том числе и относительно определения срока действия установленных постановлением от 27.12.2010 тарифов). Статья 29 Закона N 190-ФЗ вступила в силу 30.07.2010, и упомянутые в ней надбавки к тарифам на тепловую энергию, установленные в соответствии с этим Законом, могли сохранить свою силу до окончания периода, на который они установлены, только в случае их принятия до 30.07.2010. В данном случае оспариваемое постановление о надбавках к тарифам на тепловую энергию принято Советом депутатов после названной даты. С 30.07.2010 субъект Российской Федерации в силу положений Закона N 190-ФЗ наделен полномочиями по учету инвестиционной составляющей при формировании тарифов на тепловую энергию. При таких обстоятельствах вывод суда о том, что органы местного самоуправления на 27.12.2010 (дату принятия Советом депутатов оспариваемого постановления), не обладали полномочиями на установление надбавки к тарифам на тепловую энергию, кассационная инстанция считает правильным, равно как и вывод о несоответствии постановления от 27.12.2010 N 52 нормам действующего законодательства.
Таким образом, кассационная инстанция (с учетом положений статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) считает правильным вывод суда о признании постановления от 27.12.2010 N 52 недействующим и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для его отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.03.2012 по делу N А56-39326/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского района Ленинградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.