Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
рассмотрев 17.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.12.2011 (судья Колтакова Н.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 (судьи Федосеева О.А., Козлова С.В., Виноградов О.Н.) по делу N А13-12550/2011,
установил:
Департамент имущественных отношений Вологодской области, место нахождения: 160035, г. Вологда, Пушкинская ул., д. 25, ОГРН 1033500036998 (далее - Департамент), обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Центр общественного питания", место нахождения: 160009, г. Вологда, Зосимовская ул., д. 70, кв. 6, ОГРН 1033500075168 (далее - Общество), о взыскании 31 487 руб. 93 коп. задолженности по арендной плате и 3 529 руб. 22 коп. пеней за просрочку внесения арендных платежей.
Определением от 07.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Вологодский колледж технологии и дизайна" (далее - Учреждение).
Решением от 28.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.03.2012, исковые требования Департамента удовлетворены в части взыскания с Общества 1037 руб. задолженности по арендной плате, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Департамент, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие сделанных судами выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что Департамент является надлежащим истцом по заявленному требованию.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Департамент (арендодатель), Общество (арендатор) и Учреждение 24.06.2010 заключили договор N 62 аренды нежилых помещений N 8, 11, 12, 13, находящихся на первом этаже здания профессионального лицея N 31, расположенного по адресу: г. Вологда, ул. Герцена, д. 53.
Срок аренды - до 30.12.2010. Стороны распространили условия договора на отношения сторон, возникшие с 01.01.2010 (пункт 1.2 договора).
Состав и характеристика переданных в аренду помещений согласованы сторонами в приложении к договору.
Департамент, ссылаясь на ненадлежащее исполнение Обществом обязательств по своевременному внесению арендной платы, обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в части, суды первой и апелляционной инстанций исходил из того, что Департамент не является надлежащим лицом, имеющим право на взыскание арендной платы за использование имущества, переданного в оперативное управление Учреждению.
, пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, сослались на разъяснения, изложенные в пункте 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Суды установили, что переданный Обществу в аренду объект недвижимости является собственностью Вологодской области и закреплен на праве оперативного управления за Учреждением на основании договора от 29.10.2009 N 60. Право оперативного управления Учреждения на спорный объект недвижимости зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Вологодской области 12.01.2010 за номером 35-СК N 654480.
Суды отклонили доводы Департамента, касающиеся наличия у него полномочий по администрированию доходов, подлежащих зачислению в областной бюджет, в том числе от сдачи упомянутого имущества, принадлежащего Вологодской области, в аренду, основанные на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации, сославшись на правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации". Суды пришли к выводу о том, что правом получения арендных платежей за недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении Учреждения, обладает Учреждение, поскольку собственник, передав Учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом, следовательно, не имеет права и на получение доходов от него. Суды посчитали, что установленный нормами бюджетного законодательства особый порядок учета доходов Учреждения не изменяет закрепленный гражданским законодательством объем прав Учреждения относительно данных доходов, и пришли к выводу о том, что при рассмотрении требования о взыскании арендной платы, заявленного Департаментом, подлежат применению нормы не бюджетного, а гражданского законодательства.
На основании этого суды признали правомерным взыскание с Общества в доход областного бюджета задолженность по арендной плате в сумме 1037 руб. за период с 01.01.2010 по 12.01.2010, то есть до регистрации права оперативного управления Учреждения на арендованное имущество, и отказали в остальной части иска.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до мая 2010 года, учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества.
По смыслу пункта 2 этой же статьи собственник вправе распорядиться имуществом, ранее закрепленным за учреждением, только после изъятия данного имущества из оперативного управления учреждения в установленном законом порядке.
В силу пункта 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном названным Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Согласно разъяснениям, приведенным в четвертом абзаце пункта 2 и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23), а также с учетом выводов, содержащихся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.1997 N 4214/96 и от 16.06.2009 N 998/09, правом получения арендных платежей за недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, а соответственно, и материального возмещения в счет таких платежей обладает учреждение. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом, следовательно, не имеет права и на получение доходов от него. Положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав учреждения на доходы, а закрепляют особенности их учета, поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов учреждения не изменяет закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации объем прав учреждения относительно данных доходов.
Суды первой и апелляционной инстанций при разрешении спора правильно применили нормы материального права, материалы дела исследовали полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дали надлежащую правовую оценку. Изложенные в обжалуемых актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационным судом не установлено, в связи с чем решение и постановление отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 28.12.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.03.2012 по делу N А13-12550/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно разъяснениям, приведенным в четвертом абзаце пункта 2 и в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2007 N 23), а также с учетом выводов, содержащихся в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.06.1997 N 4214/96 и от 16.06.2009 N 998/09, правом получения арендных платежей за недвижимое имущество, находящееся в оперативном управлении учреждения, а соответственно, и материального возмещения в счет таких платежей обладает учреждение. Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом, следовательно, не имеет права и на получение доходов от него. Положения бюджетного законодательства определяют не содержание прав учреждения на доходы, а закрепляют особенности их учета, поэтому установление нормами бюджетного законодательства особого порядка учета доходов учреждения не изменяет закрепленный Гражданским кодексом Российской Федерации объем прав учреждения относительно данных доходов.
...
Нарушений норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационным судом не установлено, в связи с чем решение и постановление отмене не подлежат."
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 июля 2012 г. N Ф07-1440/12 по делу N А13-12550/2011