Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 июля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Захаровой М.В. и Кадулина А.В.,
рассмотрев 23.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2012 (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 (судьи Романова А.В., Носач Е.В., Шадрина А.Н.) по делу N А05-10462/2011,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: 163000, г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725 (далее - ТУ ФАУГИ), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с требованиями к администрации муниципального образования "Няндомское", ОГРН 1052918024477 (далее - Администрация), о признании права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - историко-краеведческий музей, расположенный по адресу: Архангельская область, Няндомский район, г. Няндома, ул. Ивана Севастьянова, дом 30, и о признании отсутствующим права ответчика на указанный объект недвижимого имущества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Няндомский район" в лице администрации муниципального образования "Няндомский район".
Решением суда от 26.01.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 11.05.2012 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ просит решении и постановление отменить и принять новый судебный акт.
Податель жалобы ссылается на то, что судами дана неверная оценка полномочиям Министерства путей сообщения Российской Федерации, в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.1996 N 848 "Об утверждении Положения о Министерстве путей сообщения Российской Федерации" Министерство путей сообщения не обладало полномочиями по передаче спорного объекта в муниципальную собственность муниципального образования "Няндомский район"; здание детского сада N 24, впоследствии переименованное в историко-краеведческий музей, не входит в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бутового назначения, находящихся в ведении неприватизируемых предприятий и подлежащих передаче из федеральной собственности в муниципальную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" (далее - Постановление от 07.03.1995 N 235), в связи с тем, что в Указе Президента Российской Федерации от 10.01.1993 N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" и постановлении Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 наименование "детский сад" отсутствует.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Здание ликвидированного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 24", расположенное по адресу: Архангельская область, город Няндома, улица Ивана Севастьянова, дом 30, построено в 1919 году и находилось до 2004 года на балансе федерального государственного унитарного предприятия "Северная железная дорога".
В спорном здании размещался детский сад до 2002 года.
Министерством путей сообщения России принято решение от 23.03.2004 N Т-968 о передаче спорного здания в собственность муниципального образования "Няндомский район", а главой муниципального образования "Няндомский район" принято распоряжение от 22.04.2004 N 161-р о приемке в муниципальную собственность объектов недвижимости Министерства путей сообщения.
В последующем на основании распоряжения главы муниципального образования "Няндомский район" от 29.06.2004 N 236-р указанный объект передан на праве оперативного управления отделу культуры администрации муниципального образования "Няндомский район".
Затем спорное имущество было передано в собственность муниципального образования "Няндомское" на основании закона Архангельской области от 29.09.2006 N 228-12-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Няндомское", "Мошинское", "Шалакушское" Архангельской области".
Право собственности на спорный объект зарегистрировано за муниципальным образованием "Няндомское" Архангельской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.12.2009 серии 29-АК 426542.
Управление ТУ ФАУГИ, считая, что сделка по передаче спорного здания Федеральным государственным унитарным предприятием "Северная железная дорога" муниципальному образованию "Няндомский район" является ничтожной, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций применили пункт 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Указ Президента Российской Федерации от 28 октября 1994 года N 2027 "О полномочиях Правительства Российской Федерации по осуществлению передачи объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность", Постановление от 07.03.1995 N 235, пункт 11.1 статьи 154 Федерального Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 5.1 закона Архангельской области от 23.09.2004 N 259-внеоч.-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления".
Суды сочли, что здание дошкольного образовательного учреждения "Детский сад N 24" входило в перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, находящихся в ведении неприватизируемых предприятий и подлежащих передаче из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне исследовали обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и обоснованно пришли к выводу о том, что упомянутое здание правомерно передано в собственность муниципального образования.
На основании закона Архангельской области от 29.09.2006 N 228-12-ОЗ "О разграничении объектов муниципальной собственности между муниципальным образованием "Няндомский муниципальный район" Архангельской области и муниципальными образованиями "Няндомское", "Мошинское", "Шалакушское" Архангельской области" спорный объект передан по акту приема-передачи в собственность муниципального образования "Няндомское".
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, упомянутое здание находится во владении муниципального образования "Няндомское", в нем располагается историко-краеведческий музей.
При изложенных обстоятельствах выбранный истцом способ защиты не соответствует характеру спора.
Поскольку спорное имущество во владении истца не находится и право собственности на него зарегистрировано за муниципальным образованием "Няндомское" исковые требования ТУ ФАУГИ не могут быть удовлетворены и по этому основанию.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 по делу N А05-10462/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.