Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Клириковой Т.В.,
при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу Камышева М.Е. (доверенность от 10.01.2012 N 10),
рассмотрев 24.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.2011 (судья Мамонова А.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 (судьи Осокина Н.Н., Мурахина Н.В., Смирнов В.И.) по делу N А13-7298/2011,
установил:
Администрация Череповецкого муниципального района, место нахождения: 162612, Вологодская область, город Череповец, Первомайская улица, дом 58, офис 34, ОРГН 1023502294947 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Череповцу, место нахождения: 162600, Вологодская область, город Череповец, улица Бабушкина, дом 27 (далее - Управление), от 13.04.2011 N 2258.
Решением суда первой инстанции от 21.11.2011, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 27.02.2012, Администрации в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012, принять новый судебный акт, в котором удовлетворить заявленные требования Администрации. По мнению подателя жалобы, судами двух инстанций неправильно применены нормы материального и процессуального права, а выводы не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Управления просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу Администрации - без удовлетворения.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Администрации, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением 13.04.2011 Администрации было выдано предписание N 2258, которым руководителю аппарата администрации Череповецкого муниципального района поручено организовать пультовую и физическую охрану архива и административного здания администрации Череповецкого муниципального района в соответствии с требованием Постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (далее - Постановление N 587).
Не согласившись с предписанием Управления, Администрация обратилась в Череповецкий городской суд с требованием об его отмене.
Определением от 01.06.2011 по делу N А2-1469/2011 Череповецкий городской суд прекратил производство по гражданскому делу ввиду не подведомственности спора суду. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 13.07.2011 определение Череповецкого городского суда от 01.06.2011 оставлено без изменения.
В связи с этим Администрация обратилась в арбитражный суд.
Судом первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано. Судом апелляционной инстанции решение от 21.11.2011 оставлено без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, оценив доводы кассационной жалобы, считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны. В части третьей указанной статьи перечислены виды услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, в частности услуги по охране объектов и (или) имущества, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.
В силу части 1 статьи 11 Закона N 2487-1 оказание данных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, которые подлежат государственной охране и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением N 587 утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране (далее - Перечень).
В силу пункта 1 данного Перечня к объектам, подлежащим государственной охране, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17, статьей 25 Устава Череповецкого муниципального района Вологодской области, принятого решением районного Собрания представителей Череповецкого муниципального района от 05.08.2005 N 160, Администрация входит в структуру органов местного самоуправления Череповецкого муниципального района, является исполнительно-распорядительным органом Череповецкого муниципального района и наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Вологодской области.
Как установлено судами и подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.01.2006, в собственности муниципального образования "Череповецкий район Вологодской области" находится административное здание площадью 4 297,4 кв.м по адресу: Вологодская область, город Череповец, Первомайская улица, дом 58. На основании муниципального контракта от 28.12.2010 N 489 охрану здания Администрации обеспечивает общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Каскад", а по договору об оказании охранных услуг от 10.12.2010 N 061 охрану архива Администрации осуществляет общество с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Рубеж". Полномочиями на осуществление государственной охраны указанные общества не обладают.
Судами двух инстанций сделан вывод, что оспариваемое предписание выдано Администрации в целях устранения нарушения требований Постановления N 587 в связи с заключением договоров на охрану здания органа местного самоуправления с неуполномоченными лицами.
В силу подпункта "м" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 N 250 "Вопросы организации полиции" (далее - Указ N 250) государственная охрана объектов возлагается на подразделения, организации и службы, которые входят в состав полиции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны ранее заявленным доводам, которым судами дана надлежащая оценка.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Нарушений судами норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию необоснованных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.11.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2012 по делу N А13-7298/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.