Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Кудина А.Г.,
при участии от товарищества собственников жилья "Исток" Игнатова С.Б. (председатель правления), от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу Постниковой А.Е. (доверенность от 13.10.2011),
рассмотрев 30.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Исток" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2011 (судья Буткевич Л.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 (судьи Семенова А.Б., Зотеева Л.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-61160/2011,
установил:
Товарищество собственников жилья "Исток" (место нахождения: город Санкт-Петербург, Комендантский проспект, дом 7, корпус 1; ОГРН 1027807579161; далее - Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания отдела надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - Приморский отдел) от 30.09.2011 N 2-22-717, а также постановления Приморского отдела от 03.10.2011 N 2-22-756 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 15.11.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 20.12.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 19.04.2012 решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным пункта 2 предписания; пункт 2 оспариваемого предписания признан недействительным. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Товарищество, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 1 предписания, фактически обжалуя и решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, пункт 1 предписания является недействительным, поскольку перегородки между приквартирными коридорами и лифтовыми холлами в доме выполнены из негорючего материала (кирпича) по соответствующему проекту.
В судебном заседании представитель Товарищества доводы, изложенные в жалобе, поддержал. Представитель Управления просила оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения от 01.08.2011 N 2-22-717 Приморским отделом проведена внеплановая выездная проверка Товарищества с целью контроля исполнения им ранее выданного предписания от 30.12.2009 N 2/22-123/1/1-4 по устранению нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Санкт-Петербург, Комендантский проспект, дом 7, корпус 1.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 30.09.2011 N 2-22-717, что в нарушение статей 4, 151 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пунктов 3, 40 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), пункта 4.3 строительных норм и правил "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (СНиП 21-01-97*) в приквартирных холлах установлены непроектные перегородки.
Об устранении указанного нарушения в срок до 01.03.2012 Приморским отделом Товариществу выдано предписание от 30.09.2011 N 2-22-717 (пункт 1).
По факту нарушения требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам административный орган составил протокол от 30.09.2011 N 2-22-756 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, а постановлением от 03.10.2011 N 2-22-756 привлек Товарищество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, назначив наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с предписанием и привлечением к административной ответственности, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности пункта 1 предписания, отказав в связи с этим в удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Приморского отдела о привлечении заявителя к административной ответственности.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно части 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Минимально необходимые требования пожарной безопасности к зданиям и сооружениям установлены Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений". Согласно части 2 статьи 5 этого Федерального закона безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований данного Федерального закона (часть 1 статьи 6, часть 3 статьи 42 указанного Федерального закона).
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении Товариществом требований пункта 40 ППБ 01-03 и пункта 4.3 СНиП 21-01-97*.
Требования пожарной безопасности, установленные ППБ 01-03, являются обязательными для исполнения организациями и гражданами.
В соответствии с пунктом 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).
Вместе с тем, согласно статье 52 Закона N 123-ФЗ защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в частности, применением объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага. Как предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 59 Закона N 123-ФЗ, ограничение распространения пожара за пределы очага должно обеспечиваться одним или несколькими из следующих способов: устройство противопожарных преград; устройство пожарных отсеков и секций.
В силу статьи 88 Закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, строений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами (часть 1); противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания, сооружения, строения и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания, сооружения, строения со стороны очага пожара (часть 5).
Судами двух инстанций не дана оценка доводу Товарищества о том, что спорный многоквартирный дом построен по проекту N 12660.8-14 (часть данного проекта имеется в материалах дела), которым предусмотрено устройство между приквартирными коридорами и лифтовыми холлами противопожарных преград (перегородок).
Кроме того судами не принято во внимание, что в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 123-ФЗ, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р, СНиП 21-01-97* не включен.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о правомерности пункта 1 предписания недостаточно обоснован и не соответствует имеющимся в деле доказательствам. В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации это является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в указанной части и направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, установить, предусмотрено ли проектом N 12660.8-14 устройство между приквартирными коридорами и лифтовыми холлами противопожарных преград (перегородок), а также привело ли устройство перегородок к ухудшению условий безопасной эвакуации людей, ограничению доступа к пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшению зоны действия автоматических систем противопожарной защиты, после чего с учетом всех доводов и возражений лиц, участвующих в деле, принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2012 по делу N А56-61160/2011 в части отказа товариществу собственников жилья "Исток" в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 1 предписания отдела надзорной деятельности Приморского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу от 30.09.2011 N 2-22-717 отменить.
В указанной части направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.