Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Кудина А.Г., Самсоновой Л.А.,
при участии от государственного учреждения социального обслуживания населения "Новодвинский комплексный центр социального обслуживания" Трениной А.Н. (доверенность от 10.08.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу главного государственного инспектора города Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2012 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-13965/2011,
установил:
Государственное учреждение социального обслуживания населения "Новодвинский комплексный центр социального обслуживания", место нахождения: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 19, ОГРН 1022901005346 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора города Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - Отдел) от 08.12.2011 N 161 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 05.03.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012, заявленные Учреждением требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Отдел, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Отдел о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления судов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Отдела на основании распоряжения от 21.09.2011 N 91 в период с 03.10.2011 по 27.10.2011 проведена плановая выездная проверка с целью надзора за соблюдением обязательных требований пожарной безопасности на объектах Учреждения, расположенных по адресу: город Новодвинск, улица 3 Пятилетки, дом 13, улица Фронтовых бригад, дом 5, улица Ворошилова, дом 19.
В ходе проверки установлены факты нарушения Учреждением требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным выходам, системам оповещения людей при пожаре и управления эвакуацией в зданиях, изложенные в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - ППБ 01-03), Строительных нормах и правилах СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97), Строительных нормах и правилах СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения", утвержденных постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78 (далее - СниП 2.08.02-89), Нормах пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 20.06.2003 N 323 (далее - НПБ 104-03), которые послужили основанием для составления в отношении Общества протокола от 25.11.2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу от 25.11.2011 об административном правонарушении Учреждению вменяются следующие нарушения:
- в помещениях приюта, расположенного по адресу: город Новодвинск, улица 3 Пятилетки, дом 13:
1. в нарушение пунктов 3, 38, 40 ППБ 01-03, пунктов 4.1, 4.3, 7.4 СНиП 21-01-97 произведены изменения объемно планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, условия распространения пожара (в отступление от проекта помещения учреждения (класс функциональной пожарной опасности Ф1.1) не отделены противопожарными преградами от коридора государственного образовательного учреждения "СКОШ N 5" (класс функциональной пожарной опасности Ф4.1);
2. в нарушение пункта 3 ПБ 01-03 и пункта 6.12 СНиП 21-01-97 из помещений класса Ф.1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 человек второй эвакуационный выход из помещения учреждения совмещен с путями эвакуации государственного образовательного учреждения "СКОШ N 5" и не является самостоятельным;
- в здании, расположенном по адресу: город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 5:
3. в нарушение пунктов 3, 38, 40 ППБ 01-03, пунктов 4.1, 4.3, 6.28 СНиП 21-01-97* и пункта 1.94 СНиП 2.08.02-89 произведены изменения объемно планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей (на лестничных клетках 1 этажа здания (правое и левое крыло) в полу имеются перепады высот менее 45 см и выступы, в местах перепада высот не предусмотрены лестницы с числом ступеней менее трех или пандусы с уклоном не более 1:12);
4. в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 6.16 СНиП 21-01-97 высота эвакуационных выходов в свету менее 1,9 м (1,86 м (до трубы отопления) - наружная дверь основного выхода из здания на 1 этаже; 1,82 м (до трубы отопления) - выход с лестничной клетки в тамбур левого крыла здания на 1 этаже; 1,74 м (до трубы отопления) - выход с лестничной клетки в тамбур правого крыла здания на 1 этаже; 1,88 - наружная дверь выхода на 1 этаже из правого крыла здания);
5. в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 6.29 СНиП 21-01-97 ширина маршей лестниц в лестничных клетках менее 1,35 м (ширина лестничных маршей в лестничных клетках правого и левого крыла здания составляет от 0,96 м и от 0,99 м соответственно);
6. в нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пунктов 6.16 и 6.29 СНиП 21-01-97 ширина наружных дверей лестничных клеток менее требуемой ширины марша лестниц (менее 1,35 м) (1,23 - в левом крыле здания, 0,73 - в правом крыле здания, ширина дверей в тамбурах лестничных клеток 1 этажа 0,79 м (левой крыло) и 0,79 м (правое крыло);
7. в нарушение пункта 3 ППБ 01-03 и пункта 6.31 СНиП 21-01-97 ширина лестничных площадок в правом и левом крыле здания менее требуемой ширины марша лестниц (менее 1,35 м) (1,13 - левое крыло 1 этажа, 1,03 - левое крыло 2 этажа, 1,07 - правое крыло 2 этажа, 110 - правое крыло 1 этажа);
8. в нарушение пункта 53 ППБ 01-03 в тамбуре основного выхода из здания расположен электрощит;
9. в нарушение пунктов 3 и 51 ППБ 01-03, пункта 5.1 таблицы 2 пункта 11, пункта 4.1 таблицы 1 НПБ 104-03 эвакуационные выходы из лестничных клеток в правом и левом крыле на 1 этаже здания не оборудованы световым табло "Выход";
10. в нарушение пункта 36 ППБ 01-03 в тамбуре основного выхода из здания имеются незаштукатуренные участки стен (соединения листов гипсокартона);
- в здании, расположенном по адресу: город Новодвинск, улица Ворошилова, дом 19:
11. в нарушение пунктов 3 и 51 ППБ 01-03, пункта 5.1 таблицы 2 пункта 11, пункта 4.1 таблицы 1 НПБ 104-03 эвакуационные выходы из лестничных клеток на 1 этаже здания не оборудованы световым табло "Выход";
12. в нарушение пунктов 3 и 51 ППБ 01-03 и пункта 6.28 СНиП 21-01-97 на путях эвакуации допущено устройство ступеней с различной шириной проступи в пределах одной лестничной клетки (на 2-ом лестничной пролете основного входа ширина проступи 22 - 39 см).
Постановлением главного государственного инспектора города Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору от 08.12.2011 N 161 Учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Полагая постановление административного органа незаконным, Учреждение оспорило его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод о недоказанности Отделом вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, однако сделал вывод о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но посчитал возможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нормативными документами по пожарной безопасности понимаются национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 2 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В силу статьи 20 Закона N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с названными ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Пунктами 1 и 2 части 2 этой же статьи Закона N 123-ФЗ установлено, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
Пунктом 38 ППБ 01-03 предусмотрено, что при перепланировке зданий и помещений, изменении их функционального назначения или установке нового технологического оборудования должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.
В силу пункта 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций запрещается, в том числе производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).
Согласно пункту 51 ППБ 01-03 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пунктом 4.1 СНиП 21-01-97 предусмотрено, что в зданиях должны быть предусмотрены конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения, обеспечивающие в случае пожара возможность эвакуации людей независимо от их возраста и физического состояния наружу на прилегающую к зданию территорию до наступления угрозы их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара.
В процессе эксплуатации следует, в том числе, не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке (пункт 4.3 СНиП 21-01-97).
В соответствии с пунктом 7.4 СНиП 21-01-97 части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В силу пунктов 6.12 и 6.16 СНиП 21-01-97 помещения класса Ф1.1, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел должны иметь не менее двух эвакуационных выходов, а высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м.
Согласно пункту 6.28 СНиП 21-01-97 в полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6. При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения с перилами. На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.
Подпунктом "а" пункта 6.29 и пунктом 6.31 СНиП 21-01-97 установлено, что ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,35 м - для зданий класса Ф1.1; ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, сделал вывод о недоказанности совершения Учреждением нарушений требований пунктов 38, 40 ППБ 01-03 и пунктов 4.1, 4.3, 7.4 СНиП 21-01-97, выразившихся в неотделении помещений Учреждения противопожарными преградами от коридора ГОУ "СКОШ N 5"; нарушения пункта 6.12 СНиП 21-001-97 в части отсутствия самостоятельного эвакуационного выхода; нарушения пункта 53 ППБ 01-03, выразившегося в расположении в тамбуре основного выхода из здания электрощита; нарушений пункта 51 ППБ 01-03, пункта 4.1 таблицы 1 и пункта 5.1 таблицы 2 НПБ 104-03, выразившихся в отсутствии световых табло "Выход" в здании N 5 по улице Фронтовых бригад и здании N 19 по улице Ворошилова (пункты 1, 2, 8, 9 и 11 оспариваемого постановления).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции посчитал доказанными нарушения Учреждением пункта 36 ППБ 01-03, пунктов 6.16, 6.28, 6.29 и 6.31 СНиП, изложенные в пунктах 3, 4, 5, 6, 7, 10 и 12 оспариваемого постановления.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения Учреждением требований ППБ 01-03 и СНиП 21-01-97 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако суд апелляционной инстанции посчитал возможным применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
Пунктом 18.1 Постановления N 10 (ред. от 10.11.2011) разъяснено, что оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности судами не установлено.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.03.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2012 по делу N А05-13965/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу главного государственного инспектора города Новодвинска Архангельской области по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности города Новодвинска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.