Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Техморгео" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 по делу N А42-8930/2011 (судьи Полубехина Н.С., Горбик В.М., Старовойтова О.Р.),
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области, ОГРН 1105190003049, место нахождения: г. Мурманск, Пушкинская ул., д. 12 (далее - Теруправление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском к федеральному государственному унитарному конструкторскому предприятию по технике морских геологоразведочных работ "ТЕХМОРГЕО", ОГРН 1025100872334, место нахождения: г. Мурманск, ул. Свердлова, д. 3 (далее - Предприятие), о взыскании 2 633 556 руб. 70 коп., в том числе 2 034 725 руб. 73 коп. задолженности по арендной плате за период с 21.11.2006 по 12.12.2011 по договору от 05.12.94 N 958 аренды земельного участка и 598 830 руб. 97 коп. пеней за период с 02.12.2006 по 12.12.2011.
Решением от 14.02.2012 (судья Востряков К.А.) (с учетом определения от 20.02.2012 об исправлении арифметических ошибок) с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 17 227 руб. 82 коп., в том числе 15 078 руб. задолженности по арендной плате за период с I квартала 2009 года по IV квартал 2011 года с применением исковой давности и 2149 руб. 82 коп. пеней, исходя из размера арендной платы 1256 руб. 50 коп. в квартал в соответствии с условиями договора аренды от 05.12.94 N 958 в первоначальной редакции, поскольку последующие дополнительные соглашения не были зарегистрированы в установленном порядке; в остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 решение от 14.02.2012 изменено; с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 1 288 300 руб. 70 коп. задолженности по арендной плате и 217 598 руб. 59 коп. неустойки.
С кассационной жалобой на постановление от 25.05.2012 обратилось открытое акционерное общество "Техморгео", ОГРН 1125190009427 (далее - Общество). В жалобе Общество просит отменить данное постановление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм процессуального и материального права. Как считает податель жалобы, апелляционный суд, сославшись на изменение размера арендной платы нормативными актами, не указал конкретный нормативный акт, устанавливающий новый размер арендной платы; пени взысканы на основании дополнительного соглашения, не зарегистрированного в установленном порядке; суд апелляционной инстанции при взыскании неустойки не применил статьи 333 и 404 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Общество заявило ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с реорганизацией Предприятия в форме преобразования в Общество.
Учитывая, что реорганизация Предприятия подтверждается представленными документами, суд кассационной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке процессуального правопреемства заменил Предприятие на Общество.
Стороны о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, администрация города Мурманска (далее - Администрация) и государственное предприятие "Техморгео" заключили договор от 05.12.94 N 958 аренды земельного участка площадью 8975 кв. м с кадастровым номером 3-183-012-А, находящегося по адресу: г. Мурманск, Ленинский район, ул. Свердлова, д. 3, для эксплуатации существующих зданий производственного корпуса и РП-6 сроком на 49 лет по 01.09.2043. Договор зарегистрирован Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам г. Мурманска (далее - Комитет).
Пунктом 4.3 договора определен первоначальный размер ежегодного арендного платежа согласно прилагаемому расчету.
Согласно пункту 4.4 размер арендной платы определяется соглашением сторон, однако минимальный размер не должен быть меньше установленных Администрацией базовых (исходных) ставок. Основаниями для пересмотра арендной платы являются, в частности, инфляция, устанавливаемая законодательно, а также изменение законодательства и подзаконных нормативных актов.
Дополнением от 07.10.96 N 1 в договор внесены изменения. Согласно пункту 4.3 договора в измененной редакции с 01.01.96 арендатор освобождается от арендной платы за землю до внесения изменений в законодательство или в подзаконные акты, о чем арендодатель уведомляет арендатора письменно в одностороннем порядке с приложением расчета платежей. С момента уведомления пункт 4.4 действует в редакции, согласно которой размер арендной платы устанавливается постановлением администрации города; об изменении арендной платы арендатор уведомляется письменно не позднее, чем за 10 дней до внесения платежа. Данное дополнение также зарегистрировано в Комитете.
Дополнением от 07.06.2002 N 2 к договору аренды от 05.12.94 N 958 внесены изменения в пункт 1.1 договора в части кадастрового номера земельного участка; пунктом 4.3 определен новый размер арендной платы согласно прилагаемому расчету; изменена редакция пункта 4.4, в соответствии с которой размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке, но не чаще одного раза в год, о чем арендатор уведомляется не позднее чем за 10 дней до внесения платежей путем публикации в газете "Вечерний Мурманск", при этом повышение арендной платы в соответствии с федеральным законом не является изменением арендной платы со стороны арендодателя.
Соглашением от 25.12.2007 права и обязанности арендодателя переведены на Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Мурманской области (далее также Теруправление Росимущества) с 21.11.2006 - даты государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Дополнительным соглашением от 01.07.2008 договор от 05.12.94 N 958 изложен в новой редакции. Пунктом 3.1 договора в новой редакции стороны определили годовой размер арендной платы на период с 21.11.2006 по 31.12.2007 равным 330 861 руб. 84 коп., а с 01.01.2008 - 427 120 руб. в соответствии с отчетом независимого оценщика. Пунктом 3.4 договора предусмотрена возможность пересмотра арендодателем в одностороннем порядке размера арендной платы, порядка и условий ее внесения в случае изменения рыночной стоимости участка и (или) рыночной величины арендной платы, но не реже одного раза в пять лет; изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих размер арендной платы за федеральные земли. Кроме того, сумма годовой арендной платы ежегодно подлежит увеличению на коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации; в этих случаях начисление и уплата арендатором арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к договору.
Пунктом 5.2 в редакции протокола разногласий от 14.07.2008 за нарушение сроков внесения платежей установлена ответственность арендатора в виде пеней в размере 1/300 действующей на день уплаты ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от просроченной суммы.
Дополнительным соглашением от 30.09.2011 N 1 уточнен предмет аренды - земельный участок площадью 9244 кв. м с кадастровым номером 51:20:003182:0035; годовой размер арендной платы определен в сумме 454 882 руб. 80 коп. со ссылкой на пункт 8 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, и закон о федеральном бюджете. Пунктом 3.4 договора в редакции названного дополнительного соглашения предусмотрены возможность изменения арендной платы в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем 1 раз в год, а также изменение арендной платы арендодателем в одностороннем порядке не ранее чем через год после заключения договора на размер уровня инфляции.
Теруправление Росимущества, ссылаясь на возникновение у арендатора задолженности по арендной плате, рассчитанной исходя из дополнительного соглашения от 01.07.2008, а за IV квартал 2011 года - дополнительного соглашения от 30.09.2011 N 1, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Проанализировав условия заключенных между сторонами договора с дополнениями и дополнительных соглашений к нему, апелляционный суд правомерно в соответствии со статьями 22, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о взыскании задолженности по арендной плате за период с I квартала 2009 года по IV квартал 2011 года (с учетом применения исковой давности) исходя из условий дополнительных соглашений от 01.07.2008 и от 30.09.2011 N 1 независимо от их государственной регистрации.
При этом суд апелляционной инстанции правильно исходил из того, что публичные образования при сдаче в аренду принадлежащих им на праве собственности земельных участков выступают одновременно и как участники гражданских правоотношений - стороной в договоре аренды, и как субъекты, осуществляющие властные полномочия; возможность одностороннего порядка изменения арендодателем нормативно-определяемого размера арендной платы предусмотрена пунктом 4.4 договора от 05.12.94 N 958 в редакции дополнения от 07.10.96 N 1; изменение размера арендной платы в связи с изменением нормативных актов представляет собой исполнение сторонами согласованного условия договора, а не изменение размера арендной платы по смыслу пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отсутствие государственной регистрации подписанного обеими сторонами дополнительного соглашения не лишает это соглашение обязательности для сторон, а исключает возможность ссылаться на условия двухстороннего соглашения в отношениях с третьими лицами.
Доводы подателя жалобы о неприменении судом статей 333, 404 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, так как наличие оснований для уменьшения ответственности должника в соответствии с названными правовыми нормами из материалов дела не усматривается.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильными выводы апелляционного суда по существу спора и не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого постановления.
Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.07.2012 по ходатайству Общества исполнение постановления апелляционного суда от 25.05.2012 было приостановлено. В связи с окончанием производства в суде кассационной инстанции приостановление исполнения обжалуемого судебного акта следует отменить.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2012 по делу N А42-8930/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Техморгео" - без удовлетворения.
Приостановление исполнения постановления от 25.05.2012 отменить.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.