Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Раздел I

Раздел I

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электросетевого комплекса Российской Федерации (далее - Рекомендации) разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Энергетической стратегией Российской Федерации, а также Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации для реализации субъектами электроэнергетики, осуществляющими деятельность по передаче и распределению электрической энергии (далее - Электросетевые организации), положений трудового законодательства в части разработки, внедрения, применения и корректировки тарифных систем оплаты труда.

1.2. Рекомендации разработаны в целях:

1.2.1. Формирования единых принципов и подходов в сфере оплаты труда в электросетевом комплексе Российской Федерации по вопросам тарифной оплаты труда, с учетом реализации принципа равной оплаты за труд равной ценности, определяемой уровнем квалификации каждого работника, сложностью выполняемых работ, количеством и качеством затраченного труда;

1.2.2. Обеспечения конкурентоспособности Электросетевых организаций (их филиалов) на рынке труда в регионах присутствия, обеспечения надлежащих условий для привлечения и удержания квалифицированного персонала;

1.2.3. Мотивации работников Электросетевых организаций к высокопроизводительному труду, повышению эффективности производственных процессов, формирования четких и понятных механизмов карьерного продвижения работников, перспектив и условий для поэтапного повышения их индивидуальных тарифных коэффициентов;

1.2.4. Фиксации на отраслевом уровне четких, понятных и прозрачных подходов к расчетам тарифной составляющей затрат на персонал, подлежащей учету в тарифах на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, - для последующего формирования субъектами тарифорегулирования средств на оплату труда в тарифных заявках и их последующего обоснования при рассмотрении этих заявок в тарифорегулирующих органах;

1.2.5. Формирования базовых параметров отраслевой системы оплаты труда как основы для развития социального диалога, укрепления социального партнерства, обеспечения социальной стабильности в Электросетевых организациях.

1.3. Рекомендации применяются Электросетевыми организациями, осуществляющими виды деятельности, которые соответствуют кодам ОКВЭД 35.12 - Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям и 35.13 - Распределение электроэнергии, вне зависимости от формы собственности и (или) класса напряжения эксплуатируемого электросетевого оборудования, и являющимися участницами действующего по состоянию на момент применения Рекомендаций Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации (далее - ОТС).

1.4. Приведенные в Рекомендациях термины и определения в сфере применения тарифных систем оплаты труда используются в значениях, определенных в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (статья 143 Трудового кодекса Российской Федерации).

1.5. Для реализации целей, указанных в пункте 1.2 раздела I, Рекомендации предусматривают:

1.5.1. Единую тарифную сетку (далее - ЕТС) оплаты труда рабочих (пункт 1 раздела II Рекомендаций);

1.5.2. ЕТС оплаты труда руководителей, специалистов и иных служащих (пункт 2 раздела II Рекомендаций);

1.5.3. Распределение профессий и должностей работников по ступеням оплаты труда в целях последующего установления тарифных ставок (должностных окладов) в соответствии с тарифными коэффициентами, указанными в ЕТС (раздел III Рекомендаций);

1.5.4. Проведение процедур оценки профессиональной квалификации работников для целей повышения тарифного коэффициента в пределах одной ступени оплаты труда и (или) повышения ступени оплаты труда работников (раздел IV Рекомендаций);

1.5.5. Установление единого порядка расчета среднего тарифного коэффициента работников конкретной Электросетевой организации (раздел V Рекомендаций).

1.6. На основании Рекомендаций работодатели вправе разрабатывать с учетом мнения полномочных представителей работников и утверждать тарифные системы оплаты труда конкретных Электросетевых организаций, при этом конкретный перечень профессий (должностей), подлежащих регулированию в рамках тарифной системы оплаты труда конкретной Электросетевой организации, определяется непосредственно работодателем.

1.7. В случае применения отдельными Электросетевыми организациями бестарифных систем оплаты труда условия оплаты труда работников этих организаций не могут быть ухудшены по сравнению с минимальными гарантиями, установленными настоящими Рекомендациями.

1.8. Настоящие Рекомендации утверждаются руководителями Сторон социального партнерства на федеральном отраслевом уровне в электроэнергетике - Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики "Энергетическая работодательская ассоциация России" (Ассоциация "ЭРА России") и Общественного организации "Всероссийский Электропрофсоюз" - и вступают в силу с 1 января 2025 года.

1.9. С момента вступления в силу настоящих Рекомендаций в отношении организаций, определенных в соответствии с пунктом 1.3 раздела I Рекомендаций, утрачивают силу и не применяются Рекомендации о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденные Объединением РаЭл и ВЭП 14 ноября 2005 года (с изменениями от 10 апреля 2008 года).

1.10. Порядок и сроки разработки и внедрения в Электросетевых организациях тарифных систем оплаты труда на основе настоящих Рекомендаций определяются работодателями самостоятельно, с учетом необходимости соблюдения установленных трудовым законодательством сроков предупреждения работников об изменении существенных условий трудового договора.

1.11. Если в результате изменения законодательства Российской Федерации отдельные положения настоящих Рекомендаций вступят с ними в противоречие, эти положения утрачивают силу и не применяются до момента внесения изменений в Рекомендации. Недействительность отдельных норм Рекомендаций не влечет недействительности других норм и Рекомендаций в целом.

 

2. Порядок применения Рекомендаций для формирования тарифных систем оплаты труда Электросетевых организаций

 

2.1. Базовым ориентиром для формирования тарифных сеток конкретных Электросетевых организаций являются приведенные в настоящих Рекомендациях ЕТС, которые предусматривают:

а) 12 ступеней оплаты труда рабочих (с 1-й по 12-ю) и 17 ступеней оплаты труда руководителей, специалистов и иных служащих (со 2-й по 18-ю);

б) 7 тарифных коэффициентов в пределах одной ступени оплаты труда ЕТС, с равномерным 8,5-процентным приростом размера каждого следующего тарифного коэффициента к предыдущему;

в) равномерное 18-процентное нарастание первых тарифных коэффициентов каждой последующей ступени оплаты труда к первому тарифному коэффициенту предыдущей ступени.

2.2. Электросетевые организации вправе самостоятельно определять методику и рассчитывать показатели для отнесения электрических сетей, производственных участков, групп подстанций, районов электросетей, цехов, отделений, мастерских, ремонтных участков к группам по оплате труда с учетом особенностей и состава энергооборудования, организационной структуры, местных условий.

До утверждения Электросетевой организацией методики отнесения указанных объектов к группам по оплате труда Электросетевая организация может использовать методику и показатели отнесения электрических сетей, производственных участков, групп подстанций, районов электросетей, цехов, отделений, мастерских, ремонтных участков к группам по оплате труда согласно Приложению 1 к Рекомендациям.

2.3. Конкретная ступень оплаты труда для каждой профессии (должности) конкретной Электросетевой организации определяется в соответствии с разделом III Рекомендаций, в том числе с учетом методики и показателей отнесения подразделений (объектов) Электросетевой организации к группам по оплате труда, установленных локальными нормативными актами Электросетевой организации, или, при их отсутствии, согласно Приложению 1 к Рекомендациям.

Размеры должностных окладов заместителей руководителей рекомендуется устанавливать в диапазоне 60% - 90% от размера должностных окладов непосредственных руководителей.

2.4. Первичное присвоение тарифных коэффициентов при переходе на тарифные сетки, разработанные на основе настоящих Рекомендаций, производится работодателями самостоятельно, без обязательного направления работников на независимую оценку квалификации, при этом не допускается снижение тарифных коэффициентов работников по отношению к ранее установленным.

2.5. Установление тарифного коэффициента работнику при трудоустройстве в Электросетевую организацию осуществляется с учетом уровня его квалификации, профессиональных качеств, опыта работы, а также степени востребованности данной профессии (специальности) на региональном рынке труда.

При этом, по общему правилу, при первичном трудоустройстве работнику присваивается первый или второй тарифный коэффициент соответствующей ступени оплаты труда.

2.6. Изменение тарифной составляющей заработной платы работников за счет повышения тарифных коэффициентов в пределах ступени оплаты труда или повышения ступени оплаты труда в зависимости от квалификации работника, его персональных достижений в труде, а также сложности выполняемых работ производится по результатам независимой оценки квалификации, проведенной по направлению (по согласованию) работодателя (раздел IV Рекомендаций), либо иных инструментов оценки персонала, предусмотренных локальными нормативными актами Электросетевой организации.

2.7. При наличии финансовых возможностей, а также в случае получения экономии по результатам реализации организационно-штатных мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности Электросетевой организации, работодатель вправе разработать и утвердить тарифную сетку конкретной Электросетевой организации, содержащую тарифные коэффициенты, превышающие предусмотренные ЕТС.

2.8. В зависимости от состояния рынка труда в регионе присутствия Электросетевой организации (ее филиала), в случае наличия дефицита работников отдельных профессий работодатели вправе определять перечни ключевых профессий (должностей), для которых применяются повышенные тарифные коэффициенты.

 

3. Особенности организации оплаты труда работников Электросетевых организаций на базе тарифных систем

 

3.1. В отношении работников Электросетевых организаций, определенных с учетом пункта 1.6 раздела I настоящих Рекомендаций, работодатели:

3.1.1. Проводят тарификацию выполняемых работ в зависимости от подчиненности, сложности и ответственности;

3.1.2. Присваивают квалификационные разряды рабочим с учетом утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов, а также Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики 1, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих организаций электроэнергетики;

3.1.3. Утверждают должностные инструкции с учетом требований утвержденных в установленном порядке профессиональных стандартов, профессиональных квалификаций и иных действующих нормативных документов;

3.1.4. Устанавливают обоснованные нормы и нормативы трудовых затрат;

3.1.5. Проводят независимую оценку квалификации работников.

3.2. Размер Тарифной ставки рабочего первого разряда Электросетевой организации, соответствующей 1-му тарифному коэффициенту 1-й ступени оплаты труда данной организации, устанавливается на основании Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в электроэнергетике (ММТС), определенной в соответствии с действующим ОТС, с учетом возможности применения регионального повышающего коэффициента к ММТС.

Размер регионального повышающего коэффициента к ММТС определяется в соответствии с ОТС либо рассчитывается Электросетевой организацией самостоятельно в соответствии с Методикой расчета региональных повышающих коэффициентов к ММТС в электроэнергетике для целей установления Тарифных ставок рабочих первого разряда в Электросетевых организациях (Приложение 2 к Рекомендациям).

3.3. Тарифная ставка (оклад) работника устанавливается как произведение действующей в Электросетевой организации Тарифной ставки рабочего первого разряда и установленного данному работнику тарифного коэффициента.

3.4. По общему правилу, тарифная ставка (оклад), установленная работнику как оплата за норму труда, является основополагающей величиной при расчете всех видов премий, а также доплат, надбавок и иных элементов системы оплаты труда.

3.5. Наряду с применением тарифных ставок (окладов) при выполнении работ в особых условиях или в условиях, отклоняющихся от нормальных, в Электросетевых организациях устанавливаются компенсационные доплаты, в том числе за:

а) работу в выходные и нерабочие праздничные дни;

б) работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени;

в) совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

г) исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от основной работы;

д) работу в многосменном режиме, в т.ч. за работу в ночное время - на условиях, установленных ОТС;

е) занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (по результатам специальной оценки условий труда);

ж) за разъездной характер работы;

з) за работу со сведениями, составляющими коммерческую и государственную тайну.

3.6. Кроме доплат, указанных в пункте 3.5 раздела I Рекомендаций, работникам Электросетевых организаций могут быть установлены доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера, в том числе:

а) при переводе на другую постоянную нижеоплачиваемую работу (в случаях, предусмотренных трудовым законодательством);

б) несовершеннолетним работникам с сокращенной продолжительностью рабочего дня - до уровня оплаты труда работников соответствующих категорий, работающих на условиях полного рабочего дня;

в) за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и высокий уровень квалификации;

г) бригадирам, звеньевым из числа рабочих, не освобожденным от основной работы;

е) вознаграждение за выслугу лет.

3.7. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3.8. Конкретные виды и размеры премирования, а также применяемые в рамках действующей в Электросетевой организации системы оплаты труда доплаты и надбавки, их размеры, порядок и условия применения устанавливаются в Электросетевых организациях локальными нормативными актами (коллективными договорами).