Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 02.07.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2012 (судья Александров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 (судьи Федосеева О.А., Козлова С.В., Писарева О.Г.) по делу N А44-5565/2011,
установил:
Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области в лице отдела - Любытинского лесничества, место нахождения: 173002, Новгородская обл., Великий Новгород, Воскресенский б-р, д. 13 "а", ОГРН 1075321000105 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском (с учетом уточнения требований) к сельскохозяйственному производственному кооперативу "Восход", место нахождения: 174772, Новгородская обл., Любытинский р-н, д. Слобода, ОГРН 1025301989151 (далее - СПК "Восход", Кооператив), о взыскании 493 160 руб. 56 коп. задолженности по уплате арендных платежей по договору аренды лесного участка от 20.08.2008 N 134.
Решением от 20.01.2012 суд отказал в удовлетворил требования Комитета о взыскании 493 160 руб. 56 коп., а в остальной части производство по делу прекратил.
Постановлением от 17.04.2012 апелляционная инстанция оставила решение суда первой инстанции без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и вынести новое решение. Комитет считает, что к данному спору не применяются положения статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) об уменьшении арендной платы. Податель жалобы, ссылаясь на нарушение пунктов 14 и 15 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила N 414), указывает на отсутствие доказательств извещения Комитета об обнаружении на арендуемом лесном участке поврежденных лесных насаждений в установленный срок. Комитет отмечает, что решение об изменении размера арендной платы является изменением условий договора аренды, однако сторонами такого соглашения достигнуто не было.
В отзыве на кассационную жалобу Кооператив просит оставить принятые судебные акты без изменения.
В судебном заседании кассационной инстанции объявлялся перерыв до 10 час. 15 мин. 02.07.2012.
Представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Комитет лесного хозяйства Новгородской области (после переименования - Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области; арендодатель) и Кооператив (арендатор) 20.08.2008 заключили договор N 134 аренды лесного участка (далее - договор), в соответствии с которым Комитет передал Обществу в аренду лесной участок площадью 3274 га, расположенный в кварталах 190-195, 202, 203, 209-211, 217-221 Каменского участкового лесничества Любытинского лесничества для заготовки древесины с ежегодным объемом в размере, указанном в приложении N 3 к договору. Срок аренды установлен сторонами до 27.11.2016 (пункт 27 договора). Указанный лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 20.08.2008. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 30.12.2008.
Между Комитетом и Кооперативом 19.06.2009 заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды лесного участка, на основании которого ежегодный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке согласован в размере 10,53 тыс. куб.м, в том числе по хвойному хозяйству 3,35 тыс. куб.м.
В соответствии с пунктом 3 соглашения ежегодный размер арендной платы по договору составляет 1 276 320 руб. 90 коп. из расчета 121 руб. 21 коп. за 1 куб.м. обезличенной древесины на корню. Минимальный размер арендной платы, исчисленный исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, составляет 797 700 руб. 60 коп. По ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов стоимость 1 куб.м обезличенной древесины составляет 75 руб. 75 коп.
Приложением N 2 к соглашению от 19.06.2009 стороны определили размер и порядок внесения арендных платежей в 2009 году. Согласно указанному приложению оплата арендных платежей в 2009 году осуществляется следующим образом: 15.02.2009, 15.05.2009 и 15.08.2009 арендатор уплачивает по 119 655 руб. 07 коп. в бюджет Новгородской области и по 199 425 руб. 10 коп. в федеральный бюджет; 15.11.2009 арендатор уплачивает 119 655 руб. 09 коп. в бюджет Новгородской области и 199 425 руб. 30 коп. в федеральный бюджет. Пунктом 6 названного соглашения стороны установили срок его действия с 01.01.2009.
Соглашение от 19.06.2009 о внесении изменений в договор аренды лесного участка и приложения к указанному соглашению подписаны сторонами без разногласий и зарегистрированы в Управлении Федеральной регистрационной службы по Новгородской области 22.09.2009.
Претензией от 21.10.2011 N 108 Комитет предложил СПК "Восход" в срок до 07.11.2011 уплатить задолженность по арендной плате в сумме 638 160 руб. 56 коп.
Поскольку Кооператив в добровольном порядке доначисленную арендную плату не внес, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, посчитав заявленные требования необоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в жалобе, пришла к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
В силу части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствие с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 4 статьи 614 ГК РФ установлено, что если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Статьей 88 ЛК РФ установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 26 ЛК РФ законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", действовавшем в период спорных правоотношений, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Таким образом, арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды в условиях изменяющегося законодательства обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.
На основании материалов дела суды установили, что 29.07.2010 по территории Любытинского муниципального района Новгородской области прошел ураган, в результате чего были повреждены лесные насаждения, в том числе и на участке, переданном Кооперативу по договору аренды.
Письмом от 15.09.2010 N 2147/и Комитет известил арендаторов о том, что для определения объема санитарно-оздоровительных мероприятий в отношении погибших или поврежденных в результате ветровала и бурелома лесных насаждений необходимо проведение лесопатологического обследования (далее - ЛПО). На основании утвержденных материалов ЛПО арендатор вносит изменения в проект освоения лесов и лесную декларацию (том 1, лист 80).
В соответствии с пунктом 14 Правил N 414 граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов (далее - заинтересованные органы).
В силу пункта 15 Правил N 414 заинтересованные органы при получении информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, обязаны организовать ЛПО с целью уточнения состояния лесных насаждений.
Как правильно указали суды, пунктом 15 Правил N 414 установлена обязанность Комитета по проведению ЛПО при получении информации вне зависимости от того, получена ли данная информация непосредственно от лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, либо из других источников.
При этом пунктом 17 Правил N 414 также установлена обязанность заинтересованных органов в 30-дневный срок с даты получения информации, указанной в пункте 14 настоящих Правил, определить с учетом результатов ЛПО необходимые мероприятия по защите лесов.
Согласно пунктами 3 - 6 Руководства по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований (приложение N 4), утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 N 523, ЛПО проводится с целью планирования и обоснования мероприятий по защите лесов. В процессе ЛПО производится: оценка текущего санитарного (степень захламления, усыхания, загрязнения) и лесопатологического (степень повреждения, поражения вредными организмами) состояния лесов; определение границ повреждений леса; учет численности вредителей и распространенности болезней. ЛПО обеспечиваются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Проведение ЛПО не может быть возложено на лица, использующие леса.
На основании материалов дела суды первой и апелляционной инстанций установили, что, имея достоверную информацию о происшедшем урагане, а также о необходимости проведения ЛПО, Комитет никаких мер по организации ЛПО не принял.
В связи с указанными обстоятельствами, учитывая, что ЛПО поврежденных лесных насаждений на арендованном Кооперативом участке в 2010 году не было проведено уполномоченным органом федеральной власти, Кооператив не имел возможности подготовить изменения в проект освоения лесов и лесную декларацию, что препятствовало ему своевременно провести работы по заготовке древесины.
Как правильно указали суды, арендодатель лесного участка при заключении долгосрочного договора аренды обязан обеспечить арендатора всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению, что также предписано общими положениями гражданского законодательства, регулирующего арендные отношения.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно применили положения пункта 4 статьи 614 ГК РФ и уменьшили размер годовой арендной платы за период с августа по ноябрь 2010 года в связи с возникновением обстоятельств, за которые арендатор не отвечает при ухудшении условий пользования арендованным имуществом.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 20.01.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2012 по делу N А44-5565/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Самсонова |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.