Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Рудницкого Г.М.,
при участии от открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" Аксеновой С.П. (доверенность от 01.02.2012),
рассмотрев 27.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 11.03.2012 (судья Орлов В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А52-3960/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод", место нахождения: 180006, г. Псков, ул. Алмазная, д. 3, ОГРН 1026000959907 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее - Управление Росимущества) о признании незаконным его бездействия, выразившегося в непринятии в установленный статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) срок решения о предоставлении Обществу земельного участка площадью 107 932 кв.м, с кадастровым номером 60:27:110203:30, расположенного по адресу г. Псков, ул. Алмазная, д. 3, обязании Управления Росимущества принять решение о предоставлении спорного земельного участка в собственность, подготовить проект договора купли-продажи участка и направить его Обществу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением суда первой инстанции от 11.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.05.2012, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить.
Как указал податель жалобы, Общество не представило документов, обосновывающих необходимость предоставления для эксплуатации объектов недвижимости общей площадью 44 473 кв.м земельного участка площадью 107 932 кв.м; основанием для заключения Управлением Росимущества с заинтересованным лицом договора купли-продажи земельного участка является поручение Росимущества.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить в силе.
В судебном заседании представитель Общества просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, свидетельствами о государственной регистрации права от 23.05.2000 серии АА N 431573, от 15.06.2009 серии 60 АЖ N 531643, 530956, 531644, 530957, 531598, 531596, 531597, 530958, от 16.06.2009 серии 60 АЖ N 531594, 531638, 530955, 530953, 530952, 531639, 531593, 531595, 530954, от 17.07.2009 серии 60 АЖ N 442211 подтверждается право собственности Общества на объекты недвижимого имущества: здание производственного корпуса, площадью 33 354,5 кв.м; очистные сооружения подмостков, площадью 739,5 кв.м; здания проходной, площадями 669,3 кв.м, 266,4 кв.м; здание котельной, площадью 1178,9 кв.м; систему оборотного водоснабжения, площадью 234, кв.м; блоки складов площадями 400,2 кв.м, 751,8 кв.м; склады-ангары, площадями 266,3 кв.м, 198,3 кв.м; магазин-салон, площадью 143,7 кв.м; склад готовой продукции, площадью 1452,6 кв.м; гаражные блоки, площадями 770 кв.м, 198,4 кв.м; склады ОМТС, площадями 465 кв.м, 459,4 кв.м, 404 кв. м; склад ГСМ, площадью 430,4 кв.м, насосную станцию второго подъема с тремя насосами и электрооборудованием, площадью 260,7 кв.м; весовую, площадью 94,4 кв.м.
Согласно свидетельству от 25.05.1998 Обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 109 578,54 кв. м, с кадастровым номером 60:27:11:02:03:03, назначение - для территории завода. По результатам инвентаризации площадь земельного участка уменьшена до 108 855,0 кв. м (распоряжение администрации города Пскова от 03.03.2003 N 782-р).
В 2009 году произведен раздел указанного земельного участка, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.05.2009 внесены записи об образовании земельных участков площадью 107 932 кв.м с кадастровым номером 60:27:110203:30, и площадью 923 кв.м с кадастровым номером 60:27:110203:31, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 27.05.2009 серии 60АЖ N 530880, 530879.
Общество 27.04.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 107 932 кв. м, с кадастровым номером 60:27:110203:30.
В ответе от 22.05.2009 N 4-АС/3069 Управление Росимущества указало, что рассмотрение заявления отложено до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, после которой представленный пакет документов будет направлен для рассмотрения в Росимущество.
Управление Росимущества письмом от 09.06.2009 N 4-ИС/3388 проинформировало Общество о направлении названных документов в Росимущество.
Письмом от 23.09.2009 N ПП-10/23897 Росимущество возвратило документы на доработку в Управление Росимущества, указав на необходимость представления документов, подтверждающих отсутствие зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании иных лиц на данном земельном участке, а также документов обосновывающих целесообразность предоставления рассматриваемого участка в указанных границах, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает площадь расположенного на нем объекта недвижимого имущества.
Об этом решении Управление Росимущества известило Общество уведомлением от 05.10.2009 N 1253-МН/01.
Общество 07.10.2009 направило в Управление Росимущества истребованные документы.
В ответе от 25.12.2009 N 4284-оот/01 Управление Росимущества сообщило Обществу о возвращении документов Росимуществом письмом от 16.12.2009 N 10/1586 с целью их доработки.
Общество 25.03.2010 направило в Управление Росимущества недостающие документы - справку государственного предприятия Псковской области "Бюро технической инвентаризации" (далее - БТИ) от 18.02.2010 N 428, схему расположения строений от 01.02.2010, кадастровый паспорт земельного участка от 26.05.2009 N 6027/201/09-4157, бухгалтерские балансы по состоянию на 31.12.2008, 30.09.2009.
В ответе от 06.07.2010 N ПП-10/19278 Росимущество указало, что из представленных справки БТИ от 18.02.2010 N 428 и схемы расположения строений от 01.02.2010 нельзя сделать однозначный вывод об отсутствии на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам. В связи с чем Росимущество поручило Управлению Росимущества представить предложения о возможности использования незастроенной части указанного земельного участка под федеральные нужды.
Общество 08.09.2010 направило в адрес Управления Росимущества справку БТИ от 07.09.2010 N 2372, подтверждающую отсутствие на земельном участке объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам, кроме заявителя.
Общество обратилось к Управлению Росимущества с запросом от 28.04.2011 N 63-11-юр о результатах рассмотрения ранее направленного заявления.
Письмом от 27.05.2011 N 3782-ОТ/02 Управление Росимущества сообщило Обществу о том, что приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.11.2010 N 584 внесены изменения в приказ от 30.10.2007 N 370 (далее - приказ N 370), которым утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень документов). Поскольку требования к данному Перечню документов изменились Обществу предложено сформировать новый пакет документов и направить его в Управление Росимущества.
Общество 10.08.2011 представило в Управление Росимущества свои возражения, указав, что заявление о приватизации испрашиваемого участка и все последующие документы к нему направлялись в Управление Росимущества до введения в действие приказа от 29.11.2010 N 584, в связи с чем просило рассмотреть вопрос о предоставлении указанного земельного участка в собственность по существу на основании представленных документов.
Вместе с тем, действий по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка Управление Росимущества не предприняло.
Ссылаясь на то, что Управление Росимущества в порядке и в срок, установленные статьей 36 ЗК РФ, не рассмотрело заявление о выкупе испрашиваемого земельного участка, не приняло решения о предоставлении данного участка заявителю в собственность за плату и не направило ему проект договора купли-продажи этого участка, Общество обратилось с настоящими требованиями в суд, считая бездействие Управления Росимущества незаконным, нарушающим его права в сфере экономической деятельности.
Суды признали заявленные требования обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
На момент обращения Общества в Управление Росимущества с соответствующим заявлением, перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, был утвержден приказом N 370.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 того же Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (пункт 7 статьи 36 ЗК РФ).
Согласно материалам дела к заявлению о выкупе земельного участка Общество приложило все необходимые документы, предусмотренные Перечнем документов.
В связи с этим суды пришли к правильному выводу о том, что фактическое расположение объектов недвижимости на спорном земельном участке подтверждено представленными документами.
Как следует из межевого плана, подготовленного обществом с ограниченной ответственностью "Псковземстрой" 06.09.2011, общая площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 60:27:110203:30, непосредственно занятая объектами недвижимости, принадлежащими Обществу, составляет 44 473 кв.м.
Вместе с тем, помимо зданий и сооружений на указанном земельном участке расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, автодороги, проезды, площадки и тротуары, территория завода по периметру ограждена забором, что подтверждается сведениями, указанными в плане приватизации и акте оценки стоимости зданий, сооружений и передаточных устройств по состоянию на 01.09.1992, утвержденными заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Псковской области 27.10.1992.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что названное имущество представляет собой единый имущественный комплекс, переданный Обществу и необходимый для функционирования завода.
Таким образом, несостоятельна ссылка Управления Росимущества на то, что заявитель не представил документы, подтверждающие необходимость предоставления в собственность земельного участка площадью 107 932 кв.м для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости, образующих единый имущественный комплекс.
Суды, сделав верный вывод о том, что Управление Росимущества нарушило установленный статьей 36 ЗК РФ порядок рассмотрения заявления Общества о выкупе земельного участка, а также права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обоснованно обязали Управление Росимущества подготовить и направить в адрес Общества проект договора купли-продажи спорного участка.
Суды правомерно отклонило довод Управления Росимущества об отсутствии у него полномочий по продаже земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без поручения Росимущества, применив пункт 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 и пункты 4.1, 4.6 Положения об Управлении Росимущества, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63.
Суды пришли к правильному выводу о том, что необходимость получения Управлением Росимущества поручения Росимущества на осуществление продажи земельного участка не лишает его обязанности соблюдения срока для принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность Обществу, установленного статьей 36 ЗК РФ. Суды установили, что обстоятельств, подтверждающих невозможность продажи спорного земельного участка Обществу, Управление Росимущества не привело.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения и постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 11.03.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2012 по делу N А52-3960/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
П.Ю. Константинов |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.