Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
рассмотрев 21.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Севералмаз" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2012 (судья Никитин С.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 (судьи Виноградов О.Н., Писарева О.Г., Чередина Н.В.) по делу N А05-13755/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Севералмаз", место нахождения: 163000, город Архангельск, Октябрьский округ, улица Карла Маркса, дом 15, ОГРН 1022901494945 (далее - ОАО "Севералмаз", Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, Троицкий проспект, дом 49, ОГРН 1102901001356 (далее - Минприродресурс, Министерство) о признании недействительным (ничтожным) условия договора аренды от 27.05.2011 N 1124 лесного участка в части применения при определении размера арендной платы коэффициента превышения 1,5 установленного пунктами 2.2 и 2.3 Договора, как не соответствующего части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Решением суда от 19.03.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012, в удовлетворении исковых требований ОАО "Севералмаз" отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить вынесенные по делу решение и постановление, а также принять новый судебный акт.
Министерство и Общество о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Севералмаз" и Агентством лесного и охотничьего хозяйств Архангельской области (правопредшественником Минприродресурса) заключен договор аренды от 27.05.2011 N 1124 лесного участка (далее - Договор), согласно которому Обществу предоставлены во временное пользование лесные участки площадью 29,25 га (условный номер 11:252:01:1143, месторасположение: Архангельская область, Архангельское лесничество, Поморское участковое лесничество, кварталы 120, 121 и 144), для разработки Месторождения алмазов имени М.В. Ломоносова, с одновременной заготовкой древесины на арендуемых участках в объемах согласно приложению N 3.
Согласно пункту 2.1 того же Договора арендная плата устанавливается не ниже минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
В силу пункта 2.2 Договора размер арендной платы по видам использования лесов для разработки месторождения полезных ископаемых составляет 694 649 руб. 58 коп. в год, в том числе в части минимального размера 463 099 руб. 72 коп. и в части превышающей минимальный размер 231 549 руб. 86 коп.; с целью заготовки древесины - 86 330 руб. 30 коп., в том числе в части минимального размера 57 553 руб. 50 коп. и в части превышающей минимальный размер 28 776 руб. 80 коп.
В пункте 2.3 Договора арендная плата установлена по видам использования лесов: для разработки месторождения полезных ископаемых, как произведение действующей ставки платы за единицу площади лесных участков, установленной Правительством Российской Федерации, и площади арендуемого лесных участков, с коэффициентом превышения, по соглашению сторон - 1,5; с целью заготовки древесины, как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, установленной Правительством Российской Федерации, и установленного объема использования лесов по заготовке древесины в соответствии с приложением N 3 к настоящему Договору с коэффициентом превышения, по договоренности сторон - 1,5;
Согласно приложению N 4 к Договору на 2011 год минимальный размер годовой арендной платы, рассчитанный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) и с учетом коэффициентов индексации, предусмотренных Федеральным законом от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", подлежащий перечислению в федеральный бюджет, составил 277 859 руб. 83 коп.
Арендная плата, рассчитанная с применением к минимальному ее размеру коэффициента превышения 1,5, и перечисляемая в бюджет области, составила 138 929 руб. 92 коп.
Общество с условием об установлении коэффициента превышения в размере 1,5 при определении суммы арендной платы не согласилось, о чем указало в протоколе разногласий к настоящему Договору.
Протокол разногласий с подписанным экземпляром Договора ОАО "Севералмаз" направило в адрес Министерства с письмом от 21.06.2011 N 1982/11.
Полагая, что размер арендной платы за предоставленные Обществу в аренду лесные участки должен определяться исходя из утвержденных Правительством Российской Федерации ставок и не может превышать их, ОАО "Севералмаз" направило в адресу Минприродресурса претензию от 05.12.2011 с требованием возвратить арендатору излишне внесенную (в связи с применением коэффициента повышения 1,5) арендную плату, в том числе и по договору аренды лесного участка от 27.05.2011. Неисполнение Министерством заявленного Обществом требования послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований. Апелляционная инстанция, согласившись с выводами суда первой инстанции, оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества в связи со следующим.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу статьи 94 ЛК РФ размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются статьей 73 ЛК РФ и договором аренды участка лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 данной статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Из приведенных норм следует, что размер арендной платы по договору аренды лесных участков не может быть ниже минимального размера, определяемого из ставок, утвержденных Правительством Российской Федерации. Вместе с тем по соглашению сторон размер арендной платы может быть установлен в сумме, превышающей минимальный размер арендной платы за пользование лесным участком.
Судами сделан правильный вывод, что положения статьи 73 ЛК РФ, устанавливающие общие правила по определению размера арендной платы за пользование лесным участком, не предусматривают зависимость величины платы от способа заключения договора аренды.
Как установлено судами двух инстанций и следует из протокола согласования размера и сроков внесения арендной платы на 2011 год, при заключении настоящего Договора стороны не пришли к соглашению об установлении оспариваемого Обществом условия о применении коэффициента превышения 1,5 при определении размера арендной платы.
Таким образом, суды сделали правомерный вывод о том, что поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено несоответствия требованиям законодательства Российской Федерации оспариваемого условия Договора о применении при определении размера арендной платы коэффициента превышения 1,5, то и оснований для признания этого условия недействительным не имеется.
Вынесенные по делу решение и постановление судов соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.03.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу N А05-13755/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Севералмаз" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.