Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Колесниковой С.Г., Старченковой В.В.,
при участии от ФНС Максимовой В.В. (доверенность от 09.02.2012),
рассмотрев 06.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной налоговой службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2012 (судья Мирошниченко В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 (судьи Герасимова М.М., Ларина Т.С., Масенкова И.В.) по делу N А56-68241/2011,
установил:
Федеральная налоговая служба, место нахождения: Москва, Неглинная ул., д. 23 (далее - ФНС), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании открытого акционерного общества "Выборгский жилищный эксплуатационный комплекс", место нахождения: Ленинградская обл., г. Выборг, Ленинградское ш., д. 10б, ОГРН 1054700176882 (далее - Общество), несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника.
Решением от 14.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ФНС просит отменить решение и постановление и ввести в отношении Общества процедуру банкротства отсутствующего должника. Податель жалобы ссылается на то, что вероятность обнаружения имущества, достаточного для финансирования расходов по делу о банкротстве, подтверждается справкой МРЭО-9 от 30.09.2011, согласно которой у должника имеется в собственности транспортное средство; кроме того, уполномоченный орган готов профинансировать процедуру банкротства из федерального бюджета.
В судебном заседании представитель ФНС поддержала её доводы в полном объеме.
Остальные участники процесса о времени и месте слушания дела извещены, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения ФНС с заявлением по настоящему делу послужило наличие у Общества не погашенной свыше трех месяцев по обязательным платежам задолженности в сумме 204 593 руб. 40 коп., в том числе 166 665 руб. 25 коп. основного долга, 26 713 руб. 35 коп. пеней и 11 214 руб. 80 коп. штрафных санкций.
Согласно сведениям, предоставленным МРЭО-9 Главного управления внутренних дел по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, по состоянию на 30.09.2011 Обществу принадлежал автомобиль марки УАЗ-3303 (2003 года выпуска). В письме от 17.10.2011 N 903 Выборгское бюро технической инвентаризации сообщило, что объектов недвижимого имущества у Общества не имеется.
В связи с недостаточностью имущества должника для покрытия расходов по делу о банкротстве ФНС просила применить к Обществу упрощенную процедуру банкротства отсутствующего должника. Заявление о признании Общества банкротом также обосновано необходимостью привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.
Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 227 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в случаях, если гражданин - должник или руководитель должника - юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует или установить место их нахождения не представляется возможным, заявление о признании отсутствующего должника банкротом может быть подано конкурсным кредитором, уполномоченным органом независимо от размера кредиторской задолженности.
Заявление о признании отсутствующего должника банкротом подается уполномоченным органом только при наличии средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Согласно статье 230 Закона о банкротстве положения, предусмотренные параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника.
Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.12.2009 N 91 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве", поскольку финансирование деятельности уполномоченного органа осуществляется из федерального бюджета, в случае подачи им заявления о признании должника (в том числе отсутствующего) банкротом применительно к статье 41 Закона о банкротстве он обязан приложить к заявлению доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
В качестве доказательств, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания.
Как правомерно указали суды первой и апелляционной инстанций, ФНС не представила доказательств того, что Общество соответствует признакам отсутствующего должника, указанным в пункте 1 статьи 227 Закона о банкротстве (отсутствие руководителя должника - юридического лица, которое фактически прекратило свою деятельность) и не доказала вероятности обнаружения имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве, а также для полного или частичного удовлетворения требований уполномоченного органа. Справка МРЭО-9, подтверждающая права должника на автомобиль УАЗ-3303 (2003 года выпуска), не свидетельствует о фактическом наличии транспортного средства у Общества и то, что в результате его реализации могут быть получены денежные средства, достаточные для погашения расходов по делу о банкротстве и удовлетворения требований уполномоченного органа.
Наличие у ФНС средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, не является безусловным основанием для проведения в отношении должника этой процедуры, так как целью банкротства является соразмерное удовлетворение требований кредиторов, а не расходование бюджетных средств.
Таким образом, обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А56-68241/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной налоговой службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
С.Г. Колесникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.