Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А.,
при участии от открытого акционерного общества "АтомТеплоЭлектроСеть" Косоговой Е.А. (доверенность от 27.12.2011 N 101), от главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Никитана Е.О. (доверенность от 07.02.2012 N 04), Волченко В.С. (доверенность от 29.06.2012 N 29),
рассмотрев 28.08.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "АтомТеплоЭлектроСеть" на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.06.2012 по делу N А66-135/2011 (судьи Романова Е.В., Бажан О.М., Рощина С.Е.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании приказа главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области (далее - РЭК) от 25.02.2011 N 0192-35Г01-нп "О тарифах на услуги систем горячего водоснабжения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектросеть" для потребителей городского поселения город Удомля" (далее - Приказ РЭК от 25.02.2011) не соответствующим пункту 1 части 1 статьи 3 и статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), пунктам 3 и 12 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила N 520) и пункта 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 609 "О мерах по ликвидации перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов" (далее - Постановление N 609) с учетом уточнения заявления.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в дело вступил прокурор Тверской области (далее - Прокурор).
Решением от 01.06.2012 в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение от 01.06.2012 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
По мнению подателя жалобы, РЭК при утверждении тарифа неправомерно снизила расходы Общества на регулируемый вид деятельности, а суд не учел возражения заявителя по поводу этого снижения.
В отзывах на кассационную жалобу РЭК и Прокурор просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представители РЭК возражали против ее удовлетворения.
Прокурор, уведомленный о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в заседание кассационной инстанции не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв с 21.08.2012 до 15 час 00 мин 28.08.2012.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Приказом РЭК от 25.02.2011 установлены и введены в действие тарифы на услуги горячего водоснабжения, оказываемые Обществом в городе Удомля: для населения - 26,37 руб./куб.м (без учета НДС) и для прочих потребителей - 43,59 руб./куб.м (без учета НДС). Приказ 26.02.2011 был опубликован в газете "Тверская жизнь".
Общество, считая, что при утверждении тарифа РЭК необоснованно занизила расходы Общества на регулируемый вид деятельности и Приказ РЭК от 25.02.2011 не соответствует нормам законодательства, регулирующим порядок установления тарифов, а также нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о том, что Приказ РЭК от 25.02.2011 соответствует Закону N 210-ФЗ, Постановлению N 520, пунктам 1 и 3 постановления N 609.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пункта 1 статьи 29 и части 3 статьи 191 АПК РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Суд первой инстанции, руководствуясь действующим законодательством, установил, что оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также набавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса устанавливаются Законом N 210-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ к общим принципам регулирования тарифов и надбавок относится достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 3 Закона N 210-ФЗ предусмотрено полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона N 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам РФ на 2011 год" утвержден предельный индекс роста тарифов для Тверской области в размере 117,1%.
Приказом РЭК от 17.12.2010 N 991-нп "Об утверждении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за услуги холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, отопления, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения на 2011 год для организаций - исполнителей коммунальных услуг" (далее - Приказ РЭК от 17.12.2010 N 991-нп) утверждены предельные максимальные индексы изменения платы граждан за коммунальные услуги на 2011 год для организаций-исполнителей услуг.
Из материалов дела следует, что Общество, оказывающее услуги ГВС в городе Удомля, 23.12.2010 представило в РЭК документы для установления тарифа на указанные услуги.
Тариф, утвержденный для заявителя на услуги по ГВС, включает в себя стоимость 1 кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 кубического метра холодной воды.
В соответствии с документами представленными Обществом расходы организации на подогрев воды составят 33,97 тыс. руб., из расчета 0,068 Гкал/1м куб., норматив потребления ГВС по расчету предприятия составляет 3.6 м куб. По заключению эксперта РЭК расходы на подогрев воды составляют 25,48 тыс. руб. из расчета 0,061 Гкал/1м куб, в соответствии с нормативом потребления ГВС, утвержденным ОМСУ в размере 3,6 м куб и тарифом на тепловую энергию 306,7 руб./Гкал.
В соответствии с данными, представленными Обществом, расходы на покупку воды составляют 18,82 тыс. руб. По заключению эксперта РЭК расходы на покупку воды составляют 10,34 тыс. руб., из расчета тарифа на холодную воду 7,59 руб./м куб.
На основании заключения экспертизы и анализа представленных Обществом документов РЭК признала экономически обоснованными затраты в размере 35,810 руб., что на 16,980 тыс. руб. ниже НВВ по расчету Общества. При этом тариф на ГВС составляет 27,61 руб./м куб (без учета НДС): для населения 26,37 руб. м куб (без учета НДС), для прочих потребителей - 43,59 руб./м куб. (без учета НДС).
Исследовав и оценив материалы дела, суд сделал вывод о том, Приказ РЭК от 25.02.2011 соответствует Закону N 210-ФЗ, Основам ценообразования и Постановлению N 609.
При этом суд правомерно исходил из того, что РЭК обоснованно уменьшила расходы на покупку холодной воды, исходя из тарифа на приобретение холодной воды равного 7,59 руб./м куб. Из материалов дела следует, что холодную воду для целей горячего водоснабжения Общество приобретает у муниципального унитарного предприятия "Удомельские коммунальные системы" (далее - МУП "Удомельские коммунальные системы"). Постановлением Администрации города Удомля от 30.07.2010 N 436 "Об установлении тарифов на услуги муниципального унитарного предприятия города Удомля "Удомельские коммунальные системы" согласована производственная программа МУП "Удомельские коммунальные системы" и установлены тарифы на коммунальные услуги данного предприятия на период с 01.09.2010 по 31.12.2011. Пунктом 2 Постановления N 436 установлены тарифы на коммунальные услуги, в том числе на водоснабжение в размере - 17,12 руб. (включая НДС), 14,51 руб. (без НДС). Решением Арбитражного суда Тверской области от 11.02.2011 года по делу NА66-11243/2010 признан недействующим в части применения к потребителям население пункт 2 постановления Администрации города Удомля N 436 от 30.07.2010.
До 01.09.2010 услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям города Удомля оказывало муниципальное предприятие Удомельского района "Комбинат жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Комбинат). Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведение, оказываемые Комбинатом, утверждены постановлением Администрации города Удомля от 25.01.2010 N 52 в размере: водоснабжение - 6,84 руб. (без НДС), водоотведение - 7,37 руб. (без НДС). Иного тарифа на холодную воду на момент принятия Приказа РЭК от 25.02.2011 установлено не было. Именно этот тариф на холодную воду был обоснованно применен РЭК при расчета затрат на покупку воды с учетом прогнозного роста 111%, в связи с чем значение тарифа было умножено на 1,11, что дало значение тарифа в размере 7,59 руб./м куб. Возникшие у Общества в связи с этим убытки в размере 22,483 тыс. руб. РЭК правомерно включила в тариф 2011 года, а оставшиеся убытки в размере 2,996 руб. - в тариф 2012 года.
Кроме того, суд установил, что РЭК на основании заключения эксперта обоснованно уменьшил расходы на подогрев воды, применив нормативное значение количества тепла на нагрев 1 м куб. холодной воды, равное 0,061 Гкал/1м куб. Ошибочное указание судом на то обстоятельство, что уменьшение расходов на подогрев воды заявителем не оспаривается, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку подателя жалобы на неприменение судом статьи 53 Основ ценообразования, в силу которой к тарифам, устанавливаемым для Общества, предельные индексы не применяются.
Из содержания пункта 53 Основ ценообразования следует, что предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок к тарифам.
Предприятие подпадает под предусмотренные пунктом 53 Основ ценообразования условия.
Вместе с тем баланс публичных и частных интересов в данном случае достигается применением статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 N 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ). Согласно этой норме размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии со статьей 6 Закона N 184-ФЗ.
Согласно Приказу РЭК от 17.12.2010 N 991-нп размер платы граждан не должен превышать 110%, в связи с чем для Общества при утверждении тарифа применено перекрестное субсидирование.
При рассмотрении дела РЭК представила доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность принятия затрат Общества на момент утвержденного тарифа.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для отмены оспариваемого приказа регулирующего органа.
Доводы жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.06.2012 по делу N А66-135/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АтомТеплоЭлектроСеть" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.