Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Пастуховой М.В.,
рассмотрев 06.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2012 (судья Бажан О.М.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Смирнова В.И.) по делу N А66-1019/2012,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, наб. р. Лазури, д. 20, ОГРН 1046900020507 (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Объединение Агрострой", место нахождения: 170000, Тверская обл., г. Тверь, пр. Чайковского, д.19, ОГРН 1026900535859 (далее - ООО "Объединение Агрострой", Общество), 52 682 руб. 70 коп. финансовой санкции (штрафа) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за полугодие 2011 года.
Решением суда первой инстанции от 15.03.2012, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012, в удовлетворении заявления Фонду отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить названные судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований в полном объеме.
Податель жалобы, не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что в действиях ООО "Объединение Агрострой" отсутствует вина в несвоевременном представлении сведений, необходимых для индивидуального персонифицированного учета. По мнению Фонда, поломка компьютерного процессора не свидетельствует об отсутствии вины в действиях Общества, поскольку существуют альтернативные формы представления отчетности (по почте, а также лично или через представителя). Фонд считает, что страхователь не предпринял достаточных мер к сохранению имеющихся в пользовании общества баз данных, не произвел их копирование на съемные носители информации.
Фонд не согласен и с выводами суда апелляционной инстанции о нарушении им процедуры привлечения Общества к ответственности. Податель жалобы указывает, что в ходе судебного разбирательства Общество не отрицало факт получения акта и решения Фонда, а следовательно, и то, что оно имело возможность реализовать представленные ему законом права (давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать решение Фонда и т.д.)
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Объединение Агрострой" 19.08.2011 представило в Фонд сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении своих работников за I полугодие 2011 года по сроку представления 15.08.2011.
В связи с нарушением срока представления указанных сведений Фонд составил акт от 28.09.2011 N 807 (листы дела 10-11).
По результатам рассмотрения данного акта руководителем Фонда принято решение от 27.10.2011 N 807 о наложении на ответчика финансовых санкций в размере 52 682 руб. 70 коп. за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
На основании этого решения Фонд направил в адрес ООО "Объединение Агрострой" требование от 22.11.2011 N 55234 об уплате финансовой санкции в срок до 12.12.2011.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества 52 682 руб. 70 коп. штрафа.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали Фонду в удовлетворении его требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает кассационную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Законом N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении граждан, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета отчетность: не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Форма расчета и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Законом N 27-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, Общество обязано было представить Фонду сведения индивидуального (персонифицированного) учета за I полугодие 2011 года не позднее 15.08.2011, однако представил такие сведения лишь 19.08.2011, ссылаясь впоследствии на поломку компьютерного процессора и отсутствие доступа к базе данных.
В отличие от суда первой инстанции апелляционный суд не принял данное обстоятельство в качестве доказательства отсутствия вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения. Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал обоснованным отказ Фонду в удовлетворении требований, указав на нарушение заявителем порядка привлечения страхователя к ответственности.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела и нормах материального права.
С 01.01.2010 порядок проведения проверок плательщиков страховых взносов, оформление результатов проверки, и порядок привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства о страховых взносах регулируется Законом N 212-ФЗ.
Как предусмотрено статьей 34 Закона N 212-ФЗ, камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Частью 5 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного данным Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 3 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Согласно части 5 этой же статьи лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 данного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя (части 1 и 2 статьи 39 Закона N 212-ФЗ).
Частью 3 статьи 39 Закона N 212-ФЗ установлено, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Как установлено судом апелляционной инстанции акт от 28.09.2011 N 807 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, составлен Фондом без участия представителя Общества. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что Общество приглашалось в Фонд для подписания акта проверки. В акте имеется только отметка о том, что рассмотрение материалов проверки назначено на 10 часов 27.10.2011.
Из материалов дела видно, что спорный акт, решение и требование были направлены Фондом в адрес Общества заказными письмами.
Вместе с тем, исходя из нормы, закрепленной в части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ, направление акта проверки по почте заказным письмом допускается только в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки и этот факт отражен в акте проверки. Во всех других случаях акт должен быть вручен проверяемому лицу под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции в акте проверки от 28.09.2011 N 807 отсутствует отметка о получении его Обществом, равно как и отметка Фонда об отказе страхователя от его подписания.
Не имеется в материалах дела и иных доказательств получения Обществом акта проверки.
Фонд со своей стороны не представил доказательств того, что им был соблюден порядок вручения Обществу указанного акта, установленный частью 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ, а также соблюдены обусловленные этой статьей Закона сроки для принятия оспариваемого решения, которые поставлены в прямую зависимость от даты получения страхователем акта проверки
Поскольку Фондом нарушен установленный порядок привлечения страхователя к ответственности, отсутствуют и правовые основания для взыскания с него финансовых санкций.
Доводы, содержащиеся в кассационной жалобе Фонда, выводов судов не опровергают, а по существу сводятся к переоценке отдельных доказательств и установленных судами обстоятельств вне их связи и совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судами доказательств, которые предусмотрены статьей 71 АПК РФ.
Поскольку дело рассмотрено судом апелляционной инстанции полно и всесторонне, с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа,
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.03.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 по делу N А66-1019/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Твери и Калининском районе Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.