Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., Михайловской Е.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" Хомутовской М.В. (доверенность от 10.08.2012), директора Поливода А.В.,
рассмотрев 10.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.02.2012 (судья Талалас Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 (судьи Глазков Е.Г., Слобожанина В.Б. Черемошкина В.В.) по делу N А21-45/2011,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплоэнергосистемы" муниципального образования городское поселение "Город Светлогорск", место нахождения: 238563, Калининградская обл., Светлогорск, Новая ул., д. 4, ОГРН 1073917009429 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства", место нахождения: 238563, Калининградская обл., Светлогорск, Тихая ул., д. 3, ОГРН 1083925009629 (далее - Управляющая компания), о взыскании 2 658 214 руб. 38 коп.
Определением от 17.05.2011 суд первой инстанции утвердил мировое соглашение.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.07.2011 определение от 17.05.2011 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении Предприятие уточнило исковые требования, просило взыскать 3 373 717 руб. 14 коп.
Решением от 22.02.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.06.2012, иск удовлетворен.
Управляющая компания обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, считая, что расчет истца, положенный в основу судебных актов, не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельства дела.
Предприятие о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещено, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 31.03.2009 между Предприятием (теплоснабжающей организацией) и Управляющей компанией (потребителем) заключен договор N 86, по условиям которого теплоснабжающая организация обязалась подавать тепловую энергию в жилые дома, находящиеся в управлении потребителя и перечисленные в пункте 1.1 договора, на нужды отопления и горячего водоснабжения (далее - ГВС)
Согласно пункту 2.1 договора количество тепловой энергии и масса теплоносителя, полученные потребителем, определяются теплоснабжающей организацией в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, на основании показаний приборов узла учета тепловой энергии потребителя.
В соответствии с пунктом 2.5 договора при отсутствии узла учета тепловой энергии, отсутствии допуска в эксплуатацию узла учета или выходе его из строя, а также в случае непредставления отчетных документов в срок, указанный в названном договоре, теплоснабжающая организация определяет количество отпущенной тепловой энергии расчетным путем на основании расчетных нагрузок (пункт 1.1).
Цена отпущенной потребителю тепловой энергии определяется по тарифам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.1).
Согласно пункту 4.4 договора потребитель обязался производить оплату тепловой до 20 числа месяца, следующего за отчетным.
Между Предприятием (исполнителем) и Управляющей компанией (заказчиком) заключен договор от 01.10.2009 N 24 на оказание услуг по снятию показаний приборов учета тепловой энергии.
Стоимость услуг исполнителя составила 3 540 руб. (пункт 3.1 договора).
Между Предприятием (агентом) и Управляющей компанией (принципалом) 01.04.2010 заключен агентский договор на начисление и сбор платежей за коммунальные услуги, по условиям которого агент обязался от своего имени, но за счет принципала совершать юридические и иные действия по начислению и сбору платежей за коммунальные услуги отопления и ГВС (в части платы за подогрев горячей воды и циркуляцию системы ГВС) с нанимателей и собственников помещений в управляемых принципалом многоквартирных домах.
Пунктом 3.1.1 договора установлено ежемесячное агентское вознаграждение в размере 8 000 руб.
Предприятие, ссылаясь на наличие задолженности по договорам, обратилось в арбитражный суд с настоящим с иском.
Суды удовлетворили иск.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришел к следующему.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом или договором.
По положениям пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным правовым актам Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, которыми установлены формулы определения размера платы, предусматривающие применение такого показателя, как норматив потребления соответствующей коммунальной услуги.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста. Имеются в виду подпункты "а" и "б" пункта 19 Правил N 307
Пунктом 20 Правил N 307 установлено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении определяется для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам.
Судами установлено, что ответчик, будучи управляющей организацией ряда жилых домов, является исполнителем коммунальных услуг для собственников жилых и нежилых помещений.
В части жилых домов приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Таким образом, при отсутствии средств измерения в жилых домах объем отпущенной тепловой энергии должен определяться ресурсоснабжающей организацией согласно пунктам 19 и 20 Правил N 307, на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, рассчитываемых в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Судами установлен факт поставки тепловой энергии для нужд отопления и ГВС многоквартирных домов, находящихся в управлении ответчика, который подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Предприятием для начисления платы ответчику за потребленную тепловую энергию использованы тарифы, установленные органом местного самоуправления: по показаниям приборов учета, где такие приборы имеются, и по нормативам, утвержденным в установленном порядке, - где приборы отсутствуют.
При этом суды обоснованно отклонили доводы ответчика о неправомерности расчета стоимости тепловой энергии, поставленной на нужды ГВС, по тарифу, установленному в Гкал; о неправомерности расчета на оплату тепловой энергии, поставленной в нежилые помещения; о неправомерности расчета за тепловую энергию по домам, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, минуя данные о количестве проживающих в них граждан; об отсутствии задолженности по агентскому договору от 01.04.2010.
Так, в силу абзаца второго пункта 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Предприятие поставляло Управляющей компании тепловую энергию для нужд ГВС. Предприятие к организации коммунального комплекса, осуществляющей непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по ГВС с использованием систем централизованного ГВС, не относится. Оно поставляет Управляющей компании тепловую энергию для отопления и подогрева холодной воды по закрытой системе теплоснабжения.
Доказательства установления для Предприятия тарифа на ГВС в спорный период в материалах дела отсутствуют, судами не установлены.
Судами установлено, что в двух многоквартирных домах по Пионерской ул., д. 30 и ул. Мичурина, д. 1 общедомовые приборы учета определяют количество потребленной тепловой энергии в Гкал и Предприятие при расчете платы учитывало показания этих приборов учета. Доказательств иного ответчиком в материалы дела не представлено, судами не установлено.
Судами установлено, что при расчете задолженности за тепловую энергию зачтены все платежи, поступившие в счет оплаты тепловой энергии по управляемым Управляющей компанией многоквартирным домам.
Расчет задолженности судами проверен и подтвержден имеющимися в материалах дела документами.
Доказательств его несоответствия нормам законодательства ответчиком в материалы дела не представлено.
В судебных актах изложена подробная правовая оценка всех указанных доводов ответчика со ссылками на нормы права и фактические обстоятельства настоящего спора.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки выводов судов в силу статьей 286 и 287 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 22.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2012 по делу N А21-45/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Л. Никитушкина |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.