Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Журавлевой О.Р. и Морозовой Н.А.,
при участии представителя государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Митиной И.Б. (доверенность от 11.10.2011 N 01-09/05/28156),
рассмотрев 24.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2012 (судья Суворов М.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-137/2012,
установил:
Государственное учреждение - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - региональное отделение фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Подпорожская центральная районная больница" муниципального образования "Подпорожский муниципальный район Ленинградской области", место нахождения: 187780, Ленинградская область, Подпорожский район, город Подпорожье, улица Исакова, дом 24, ОГРН 1024701614563 (далее - больница), 8057 руб. убытков, возникших в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании листков нетрудоспособности, выданных медицинским учреждением с нарушениями.
Решением суда первой инстанции от 15.02.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением апелляционного суда от 07.06.2012 решение суда от 15.02.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе региональное отделение фонда просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить исковые требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Податель жалобы не согласен с выводом судов о непредставлении истцом доказательств наличия непосредственной причинно-следственной связи между действия ответчика (больницы) и наступившими убытками.
В судебном заседании представитель регионального отделения фонда поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Больница о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, региональным отделением фонда проведена плановая проверка состояния экспертизы временной нетрудоспособности и соблюдения больницей порядка выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан. В ходе этой проверки выявлен факт выдачи 4 листков нетрудоспособности в 2009 и 2001 годах не имеющим лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности Курповским фельдшерско-акушерским пунктом, являющимся структурным подразделением больницы. Истец посчитал, что эти листки нетрудоспособности выданы с нарушением пункта 2 Порядка выдачи листков нетрудоспособности медицинскими организациями, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514. На основании указанных фактов региональное отделение фонда пришло к выводу, что 8057 руб. пособий, выплаченные на основании таких листков страхователям за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, являются убытками, которые подлежат возмещению за счет больницы.
В адрес больницы региональное отделение фонда в сентябре 2011 года направило претензию с предложением в срок до 01.11.2011 перечислить на расчетный счет отделения 8057 руб. (листы дела 7-8).
В письме от 27.09.2011 N 01-05/1321 (лист дела 16) больница сообщила, что все выявленные в ходе проверки нарушения устранены, с медицинскими работниками проведен повторный инструктаж по организации экспертизы временной нетрудоспособности. Больница в этом письме также указала, что врачи фельдшерско-акушерских пунктов в спорный период занимались вопросами экспертизы временной нетрудоспособности, имея личные сертификаты фельдшеров, такая экспертиза проводилась только в случае крайней необходимости, по причине крайней отдаленности амбулаторий от поликлиники больницы. Список фельдшеров, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности, был утвержден в Комитете по здравоохранению Ленинградской области и Фонде социального страхования Российской Федерации. В настоящее время листы временной трудоспособности выдаются только на фельдшерско-акушерских пунктах, имеющих лицензию. Администрация больницы прилагает все усилия для получения лицензий другими фельдшерско-акушерскими пунктами.
Поскольку претензия оставлена больницей без удовлетворения, региональное отделение фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанции отказали истцу в удовлетворении заявленного требования, указав на недоказанность его довода о наличии причинной связи между действиями ответчика по выдаче больничных листов и понесенными истцом убытками, в виде выплаченных пособий. Региональное отделение фонда не представило в материалы дела доказательств того, что спорные листки нетрудоспособности выданы при отсутствии каких-либо медицинских показаний (при отсутствии заболеваний граждан). Доказательств нецелевого расходования средств социального страхования материалы дела не содержат. Отсутствие у медицинского учреждения лицензии на осуществление экспертизы временной нетрудоспособности не свидетельствует о необоснованности выдачи листок нетрудоспособности. Кроме того, отношения по расходованию средств на обязательное социальное страхование возникают между страховщиком и страхователем, а не между страховщиком и лечебным учреждением, выдавшим листки нетрудоспособности, поэтому действия больницы по выдаче спорных листков не могут быть расценены в качестве основания возникновения расходов, произведенных истцом.
В кассационной жалобе региональное отделение фонда утверждает, что в данном случае листки нетрудоспособности выданы лечебным учреждением, не имеющим соответствующей лицензии, то есть необоснованно, поэтому Фонду социального страхования Российской Федерации причинен ущерб в размере, равном сумме выплаченных по этим листкам пособий.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ и вступившей в силу с 01.01.2010, далее - Закон N 255-ФЗ) страховщик имеет право предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности. Таким образом, с 01.01.2010 Фонд социального страхования Российской Федерации вправе предъявлять иски к медицинским организациям о возмещении суммы расходов на страховое обеспечение по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.
Из материалов дела следует, что 3 листка нетрудоспособности были оформлены Курповским фельдшерско-акушерским пунктом в период с 27.01.2009 по 17.07.2009, то есть по этим листкам страховые случаи наступили до вступления в силу пункта 6 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ в новой редакции. Следовательно, в этой части исковые требования региональным отделением фонда заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию является пособие по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 1 статьи 22 этого Закона основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
В силу статьи 49 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.
Документом, подтверждающим временную нетрудоспособность и служащим основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности, является листок нетрудоспособности (больничный лист), выданный по форме и в порядке, которые установлены Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Больничные листы выдаются медицинскими учреждениями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, в том числе на проведение экспертизы временной нетрудоспособности, согласно следующим нормативным актам: пункту 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ; Приложению к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.03.2007 N 172 "Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности"; пункту 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514.
Предметом настоящего иска является возмещение ущерба, причиненного, как считает региональное отделение фонда, необоснованными действиями Курповского фельдшерско-акушерского пункта, являющегося структурным подразделением больницы, по выдаче больничных листов в период отсутствия у него лицензии.
Взыскание убытков является мерой гражданско-правовой ответственности. В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Лицо, заявляющее требования о возмещении убытков, должно доказать факт причинения убытков в заявленном размере, противоправное и виновное поведение причинителя убытков, наличие причинной связи между неправомерным поведением ответчика и наступившими последствиями.
В данном случае суды правомерно указали на недоказанность истцом наличия причинной связи между действиями больницы (его структурного подразделения) и наступившим вредом.
Заявленная региональным отделением фонда к взысканию сумма представляет собой сумму пособий по временной нетрудоспособности, выплаченных страхователям за счет средств обязательного социального страхования на основании выданных Курповским фельдшерско-акушерским пунктом и предъявленных к оплате листков нетрудоспособности; расходы на обязательное социальное страхование по этим листкам нетрудоспособности приняты региональным отделением фондом.
В материалах дела отсутствуют сведения об оспаривании истцом медицинских показаний выдачи спорных листков нетрудоспособности (наличия страхового случая).
Судами установлено, что Курповский фельдшерско-акушерский пункт функционировал в качестве учреждения, созданного для медицинского обслуживания населения на закрепленной за ним территории. При наличии необходимых специалистов и обязанности обеспечить медицинской помощью граждан, обратившихся за ней с подведомственной территории, у этого пункта в спорный период отсутствовала возможность отказать гражданам в предоставлении медицинской помощи. Врач фельдшерско-акушерского пункта имел личный сертификат фельдшера и выдавал листки временной нетрудоспособности в случае крайней необходимости. Администрация больницы в марте 2009 года проинформировала региональное отделение фонда о получении лицензии на медицинскую деятельность, направила копию этой лицензии, в которой были указаны все структурные подразделения больницы с адресами осуществления медицинской деятельности. В соответствии с пунктом 2 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, был утвержден и согласован список фельдшеров, имеющих право выдачи листков нетрудоспособности. В 2011 году больница предприняла все возможные меры для получения фельдшерско-акушерскими пунктами соответствующих лицензий; лицензии были получены 7 пунктами, остальные фельдшерско-акушерские пункты закрыты. В спорном периоде в связи с территориальной отдаленностью Курповского фельдшерско-акушерского пункта от районного центра (города Подпорожья), а также амбулаторий района, листки нетрудоспособности выдавались фельдшерами с целью обеспечения доступности медицинской помощи гражданам. Фактов отсутствия страховых случаев и вследствие этого необоснованности выдачи листков нетрудоспособности региональным отделением фонда не доказано.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ страховщик вправе не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов. Аналогичная норма содержится в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ
В части 3 пункта 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
В пункте 10 данного Положения также указано, что выплата пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Таким образом, отношения по зачету спорных сумм, выплаченных в качестве пособий с нарушением установленных правил, возникают между страховщиком и страхователем, а не между страхователем и лечебным учреждением, выдавшим листок нетрудоспособности. Лечебное учреждение в данном споре не является субъектом обязательного социального страхования.
При рассмотрении дела арбитражными судами двух инстанций установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства спора, которым дана надлежащая правовая оценка. Выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
С учетом изложенного основания для отмены принятых судебных актов и удовлетворения жалобы регионального отделения фонда у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2012 по делу N А56-137/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Ленинградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Корпусова |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.