Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга Галенкиной К.В. (доверенность от 10.01.2012 N 10), от Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Светловой Е.Н. (доверенность от 27.12.2011 N 35310-42), от международной коммерческой компании "Минтаро Коммершиал Инк." Лесмана А.Б. (доверенность от 26.08.2011),
рассмотрев 12.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу международной коммерческой компании "Минтаро Коммершиал Инк." на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2011 (судья Ракчеева М.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 (судьи Серикова И.А., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А56-29409/2011,
установил:
Международная коммерческая компания "Минтаро Коммершиал Инк.", место нахождения: Милл Молл, оф. 6, Уикэмс Кей 1, а/я 3085, Роуд Таун, Тортола, Британские Виргинские острова (далее - Компания), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления городского кадастра недвижимости Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, Суворовский пр., д. 62, ОГРН 1037843006431 (далее - Комитет), от 28.02.2011 N 848 об отказе в государственном учете сооружения (железнодорожного пути), расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пос. Метталлострой, Северный проезд, дом 8, литера Ю; об обязании Комитета провести кадастровый учет указанного объекта недвижимости.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) и открытое акционерное общество "Детритум" (далее - ОАО "Детритум").
Решением от 22.12.2011, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 11.04.2012, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, нарушение норм процессуального права, просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не дал оценку его доводам; на момент создания спорного объекта действовали нормативные правовые акты, отличные от ныне действующих; постановлением правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 640 Комитет не наделен полномочиями по принятию решений об отнесении того или иного объекта к объектам движимого (недвижимого) имущества; распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 18.08.1994 N 857-р наделяет такими полномочиями бюро технической инвентаризации.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить принятые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Комитета и КУГИ против удовлетворения жалобы возражали.
ОАО "Детритум" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно подпункту 19 пункта 7 мирового соглашения от 29.02.2008 в редакции соглашения от 24.04.2008, утвержденных определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2008 по делу N А56-48131/2003, в собственность Компании переданы сооружения - железнодорожные подъездные пути со стрелками (инвентарные номера 00029, 00151); подкрановые пути (инвентарный номер 00299); крановые пути (инвентарный номер 00695) и другие объекты движимого имущества (козловые краны, канализационная насосная станция, водопроводные сети, водомерный узел, канализационные сети), расположенные по адресу: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, промзона "Металлострой", 1-й проезд, д. 8, принадлежащие ранее Санкт-Петербургскому государственному унитарному предприятию "Главснаб" на праве хозяйственного ведения.
В 2010 году адрес сооружения - железнодорожного подъездного пути со стрелками изменен на следующий: Санкт-Петербург, пос. Металлострой, Северный проезд, д. 8, лит. Ю.
В соответствии со сведениями в техническом паспорте, составленном проектно-инвентаризационным бюро Пушкинского и Колпинского районов в 2010 году на сооружение - железнодорожный путь необщего пользования, станция примыкания - Ижора Октябрьской железной дороги (протяженность 3858,7 м), документы на земельный участок и о приемке сооружения в эксплуатацию отсутствуют, год постройки объекта (1975) указан по данным заявителя.
Компания 08.11.2010 обратилась в Комитет с заявлением о проведении кадастрового учета объекта недвижимости (сооружения) - железнодорожного пути необщего пользования в целях последующей регистрации права собственности.
Решением Комитета от 15.11.2010 N 6803 государственный учет объекта недвижимости был приостановлен по следующим причинам:
- пересечения границ заявленного объекта с границами прошедших кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 78:37:037:4 и 78:37:17409:1007;
- наложения спорного объекта на первичный объект недвижимости с кадастровым номером 78:37:037:4:45;
- сведения о технических характеристиках объекта не позволяют отнести его к объектам недвижимости.
Заявителю предложено представить утвержденную в установленном порядке проектно-сметную документацию на заявленный к учету объект; акт государственной приемочной комиссии о приемке объекта в эксплуатацию или акт приемки объекта в эксплуатацию, из которых следует, что спорный объект возведен в соответствии с проектной документацией и является объектом завершенного строительства; предложено переоформить границы земельных участков.
Решением Комитета от 28.02.2011 N 848 Компании отказано в кадастровом учете названного объекта как недвижимого имущества. В данном решении указано, что обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственного учета объекта, не устранены.
Считая данный отказ незаконным и нарушающим ее права, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оценивая фактические обстоятельства спора, суды пришли к выводу об отсутствии предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания обжалуемого отказа недействительным. При этом суды сослались на то, что недвижимое имущество как объект права характеризуется не только физической, но и юридической связью с землей, указав, что заявитель не представил документы, подтверждающие создание капитального сооружения на специально отведенном для этого земельном участке, то есть доказательств того, что объект относится к недвижимому имуществу.
Кассационная инстанция находит правовые основания для отмены принятых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух обстоятельств: их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения.
В силу статьи 131 названного Кодекса права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Государственный учет объектов недвижимости в Санкт-Петербурге осуществляется на основании распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 29.12.1994 N 1329-р "О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 1329-р), согласно пункту 3 статьи 3 которого первичный объект недвижимости идентифицируется в пределах соответствующего земельного участка.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4 Положения о государственном учете недвижимости в Санкт-Петербурге (приложение к Распоряжению N 1329-р), содержанием процесса учета объектов недвижимости является техническое и экономическое описание, а также юридическое обособление (индивидуализация) объекта недвижимости, в результате которого объект получает такие технические, экономические характеристики и юридический статус, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимости.
Перечень необходимых документов, предъявляемые к ним требования и органы, в которые их представляют, устанавливаются приказами председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга.
Отказывая в удовлетворении заявления и ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих создание спорного объекта, а также на отнесение его условиями мирового соглашения к движимому имуществу, суды не учли, что железнодорожный путь приобретен Компанией в составе имущества Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Главснаб".
При таких обстоятельствах отсутствие документов, подтверждающих создание спорного объекта, ранее находившегося у другого владельца и полученного от него, не может служить основанием для отказа в проведении его кадастрового учета.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.01.2012 N 12048/11, для признания легитимности зданий, строений и сооружений нежилого назначения, построенных до 01.01.1995, не требуется предоставления документов, подтверждающих их создание в установленном законом порядке.
Ссылка Комитета на отнесение спорного объекта к движимому имуществу только на основании указания на это в мировом соглашении не может быть принята судом кассационной инстанции. Отнесение объекта к той или иной категории (движимое или недвижимое имущество) осуществляется в соответствии с его физическими свойствами.
Расположение объекта капитального строительства на нескольких земельных участках также не лишает данный объект признаков, по которым он относится к объектам, подлежащим государственному учету. Установленный порядок присвоения первичным объектам недвижимости кадастровых номеров не может рассматриваться как основание для отказа в государственном учете объекта, находящегося на нескольких земельных участках, в силу статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Пунктом 1.9 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), предусмотрено, что каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений. В техническом паспорте указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.
Судами установлено, что объект, в кадастровом учете которого отказал Комитет, имеет технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к станции Ижора Октябрьской железной дороги, составленный по состоянию на 2010 год проектно-инвентаризационным бюро Пушкинского и Колпинского районов.
Как следует из статьи 2 Устава железнодорожного транспорта, железнодорожные подъездные пути всегда примыкают непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования, а следовательно, могут частично проходить по земельным участкам, предоставленным либо владельцу другого пути, либо владельцу пути общего пользования. Поэтому ссылка Комитета на неустранение Компанией обстоятельств, вызвавших приостановление государственного учета объекта, к которым относятся пересечение границ заявленного объекта с границами прошедших кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами 78:37:037:4 и 78:37:17409:1007 и его наложение на первичный объект недвижимости с кадастровым номером 78:37:037:4:45, не может быть признана состоятельной.
Действующее законодательство в области землепользования и кадастрового учета объектов недвижимости не содержит запрета на учет объектов недвижимости, расположенных на разных земельных участках.
При таких обстоятельствах решение и постановление подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установить, относится ли железнодорожный путь к капитальным (не временным) сооружениям, проверить доводы участвующих в деле лиц, и дать установленным обстоятельствам правовую оценку, а также решить вопрос о распределении между участвующими в деле лицами судебных расходов по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2011 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2012 по делу N А56-29409/2011 отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Т.С. Гафиатуллина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.