Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Матлиной Е.О. и Михайловской Е.А.,
рассмотрев 19.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галантерея" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.03.2012 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 (судьи Тарасова О.А., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А66-9573/2011,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Галантерея", место нахождения: г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 79 А, ОГРН 1026900533791 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к администрации города Твери, место нахождения: г. Тверь, ул. Советская, д. 11, ОГРН 1066950062717 (далее - Администрация), о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении заявления Общества от 02.06.2011 (входящий номер 01/4205), в котором заявитель просил определить организацию по осуществлению ремонта, содержанию и обслуживанию бесхозяйных теплотрасс, на которых произошел разрыв трубопровода и к которым подключены теплопотребляющие устройства Общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Твери (далее - департамент ЖКХ), Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери (далее - департамент управления имуществом), открытое акционерное общество "Тверские коммунальные системы" (далее - ОАО "Тверские коммунальные системы").
Решением суда первой инстанции от 13.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.05.2012, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 13.03.2012 и постановление от 30.05.2012 и принять по делу новый судебный акт.
Податель жалобы полагает, что выводы судов основаны на неправильном применении норм материального права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В обосновании своих доводов податель жалобы ссылается на статью 33 Конституции Российской Федерации, статью 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статью 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131), статью 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Обществу принадлежат объекты недвижимости, которые имеют сеть, присоединенную к теплотрассе, входящей в состав объекта "Система теплоснабжения в районе д. 79, 81а по ул. Коминтерна". Энергоснабжающей организацией с 26.11.2009 являлось ОАО "Тверские коммунальные системы".
Объект "Система теплоснабжения в районе д. 79, 81а по ул. Коминтерна протяженностью 367,3 м" поставлен на учет объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Твери 02.03.2011.
Ссылаясь на то, что входящие в состав объекта тепловые сети находятся в нерабочем состоянии, в связи с чем невозможно получать тепловую энергию, Общество 02.06.2011 обратилось в Администрацию, в департамент ЖКХ и департамент управления имуществом с заявлением от 01.06.2011 N 10 об определении организации по содержанию, ремонту и обслуживанию указанных сетей до признания на них права собственности.
Департамент управления имуществом в письме от 20.06.2011 N 3792 сообщил Обществу о том, что разрешение вопроса об определении организации, на обслуживание которой поступят бесхозяйные тепловые сети, относится к компетенции департамента ЖКХ.
Общество 17.08.2011 повторно обратилось с письмом по вопросу определения эксплуатирующей организации, а затем обратилось в арбитражный суд настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 65, 198, 201 АПК РФ, статьей 15 Закона о теплоснабжении, и исходили из отсутствия оснований для признания бездействия Администрации незаконным.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений данной статьи следует, что ненормативный правовой акт или действие (бездействие) государственных органов могут быть признаны арбитражным судом незаконными при наличии в совокупности следующих условий: несоответствия такого действия (бездействия) или акта требованиям действующего законодательства и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети, которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Закона N 131 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом о теплоснабжении.
Таким образом, органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации теплоснабжения. Выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Как следует из материалов дела, 02.03.2011 Администрация располагала информацией о том, что спорный объект в установленном порядке зарегистрирован в качестве бесхозяйного имущества.
Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по определению теплосетевой организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, в Администрация мотивировала тем, что единственно возможной организацией, которой могли быть переданы на обслуживание тепловые сети, являлось ОАО "Тверские коммунальные системы", в отношении которого в период с 18.04.2011 по 10.11.2011 инициирована процедура банкротства. В связи с этим Администрация принимала меры, направленные на создание новой организации и передачу ей на обслуживание тепловых сетей, в том числе тех, которые указаны заявителем.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 10.11.2011 Арбитражным судом Ярославской области возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) ОАО "Тверские коммунальные системы".
В связи с инициированием процедуры банкротства указанной теплосетевой организации Тверская городская Дума 26.05.2011 приняла решение N 155 "Об участии города Твери в создании и деятельности общества с ограниченной ответственностью "Тверьтепло". Администрация 21.06.2011 приняла постановление "Об участии города Твери в создании и деятельности общества с ограниченной ответственностью "Тверьтепло". Новая теплосетевая организация зарегистрирована в установленном порядке 25.07.2011.
Довод Администрации об отсутствии иной организации, которой спорные бесхозяйные сети могли быть переданы на обслуживание, подателем жалобы не оспаривался.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что 08.11.2011 Администрация приняла постановление N 1997 "Об определении теплосетевой организации, уполномоченной содержать и обслуживать бесхозяйные тепловые сети". В соответствии с данным постановлением обществу с ограниченной ответственностью "Тверьтепло" предписано приступить к эксплуатации и ремонту бесхозяйных тепловых, согласно приложениям N 1 и 2, сетей до момента государственной регистрации на них права муниципальной или иной собственности.
После вынесения названного постановления выяснилось, что объект "Система теплоснабжения в районе д. 79, 81а по ул. Коминтерна", а также спорные бесхозяйные сети в число передаваемых объектов не включены. Постановлением от 27.12.2011 N 2468 в постановление от 08.11.2011 N 1997 внесены необходимые изменения.
Кроме того, судами установлено, что до 27.12.2011 Администрацией и ее соответствующими структурными подразделениями формировался реестр бесхозяйных сетей; 16.12.2011 в соответствии с результатами открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по сбору данных об участках бесхозяйных тепловых сетей за счет средств городского бюджета департаментом ЖКХ и муниципальным унитарным предприятием "Кадастровый центр г. Твери" заключен муниципальный контракт N 2011.67362.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что с момента обращения Общества с заявлением к Администрации последняя не бездействовала, а проводила мероприятия, направленные на передачу бесхозяйных сетей обслуживающей организации; неполучение от Администрации письменного ответа на обращение от 02.06.2011 само по себе не может служить основанием для признания нарушенными прав и законных интересов Общества.
С учетом изложенного, суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений судами норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены принятых по делу судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.03.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2012 по делу N А66-9573/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Галантерея" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.