См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2013 г. N Ф07-4114/12 по делу N А56-29404/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Клириковой Т.В., Самсоновой Л.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" Буровенкова А.В. (доверенность от 20.02.2012), от Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Добровольской С.И. (доверенность от 09.08.2012), от Комитета финансов Ленинградской области Новиковой Т.А. (доверенность от 21.05.2012), от Министерства финансов Российской Федерации Левченкова П.В. (доверенность от 17.11.2011), от Управления Федерального казначейства по Ленинградской области Левченкова П.В. (доверенность от 27.12.2011),
рассмотрев 25.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А56-29404/2011 (судьи Шестакова М.А., Кашина Т.А., Мельникова Н.А.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: Санкт-Петербург, 6-я линия, дом 23; ОГРН 1067847492888; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о взыскании с Комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области (далее - Комитет по транспорту) 13 213 265 руб. 83 коп. убытков, понесенных в результате оказания в 2010 году услуг по перевозке обучающихся на льготных условиях.
Решением суда первой инстанции от 29.06.2011 (судья Маркин С.Ф.) в иске отказано.
Определением от 19.10.2011 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, и привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации, Комитет финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов) и Управление Федерального казначейства по Ленинградской области.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец уточнил свои требования и просил взыскать указанную сумму убытков с Ленинградской области в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов.
Определениями апелляционного суда от 02.02.2012 и от 22.03.2012 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет финансов и Ленинградская область в лице Комитета по транспорту и Комитета финансов.
Постановлением от 02.05.2012 суд апелляционной инстанции удовлетворил исковые требования к Ленинградской области в лице Комитета финансов, взыскав сумму убытков в полном объеме за счет казны Ленинградской области.
В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Комитет финансов просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, размер исковых требований не обоснован.
В судебном заседании представитель Комитета финансов поддержала доводы жалобы, представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Комитетом по транспорту (заказчик) и Обществом (исполнитель) заключен договор от 07.07.2010 N К7207/07/100011 на возмещение потерь в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования (далее - обучающиеся) железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (за исключением скорых пригородных поездов).
В рамках указанного договора Общество обязалось осуществить с 01.01.2010 по 15.06.2010 включительно и с 01.09.2010 по 31.12.2010 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а Комитет по транспорту - возместить исполнителю часть потерь в доходах.
Договором предусмотрена обязанность Общества ежемесячно представлять заказчику отчет о перевозке обучающихся (пункт 2.1.4) и обязанность заказчика возмещать потери исполнителя в течение 5 рабочих дней после подписания акта оказанных услуг в размере 5 процентов от общего объема потерь в доходах, указанных в отчете (пункт 2.2.2), а также перечислять исполнителю оставшуюся часть в размере 95 процентов от общего объема потерь в доходах в течение 3 рабочих дней со дня поступления средств федерального бюджета на указанные цели в доход бюджета Ленинградской области (пункт 2.2.3).
Согласно отчетам исполнителя, актам оказанных услуг по итогам 2010 года сумма недополученных доходов Общества составила 66 219 133 руб. 10 коп.
В соответствии с пунктом 2.2.2 договора Комитет по транспорту перечислил Обществу 3 341 800 руб. за счет средств областного бюджета и в соответствии с пунктом 2.2.3 договора - 49 664 100 руб. за счет средств, поступивших из федерального бюджета, что составило 75 процентов от фактических потерь исполнителя.
Общество обратилось в Комитет по транспорту с претензионным письмом от 25.03.2011 N 863 об оплате 13 213 265 руб. 83 коп. задолженности.
Письмом Комитета по транспорту от 11.04.2011 N КТ-10-93/11-0-2 претензия отклонена со ссылкой на то, что указанная задолженность должна быть погашена за счет средств федерального бюджета.
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, признал за Обществом право на компенсацию понесенных убытков за счет средств областного бюджета и взыскал в пользу истца указанную сумму в полном объеме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, считает, что жалоба подлежит удовлетворению в силу следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем этот Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Федеральный закон N 308-ФЗ) межбюджетные субсидии, предусмотренные данным Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Этим Федеральным законом предусмотрено выделение межбюджетных субсидий на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.
Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 308-ФЗ постановлением от 31.12.2009 N 1208 утверждены Правила предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - Правила предоставления субсидий).
Согласно пункту 2 указанных Правил, условиями предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации являются: наличие законодательного и (или) иного нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предоставляющего льготу обучающимся. Право на льготу устанавливается независимо от места проживания обучающихся и нахождения образовательного учреждения, а также от прохождения маршрута поездки по территориям других субъектов Российской Федерации (подпункт "а"); заключение договора с организациями железнодорожного транспорта о предоставлении субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации на компенсацию потерь в доходах (подпункт "б"); наличие средств в бюджете субъекта Российской Федерации на исполнение расходного обязательства, источником финансового обеспечения которого является субсидия (подпункт "в").
Правилами предоставления субсидий утверждено распределение субсидий в 2010 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся, согласно которому Ленинградской области выделено 42 108 500 руб. субсидии.
Правительство Ленинградской области постановлением от 07.05.2010 N 111 установило в 2010 году льготу на проезд обучающихся. Данным постановлением Комитету по транспорту поручено заключить с Обществом, как организацией железнодорожного транспорта, осуществляющей перевозки пассажиров в пригородном сообщении по территории Ленинградской области и являющейся субъектом естественной монополии, договора об оказании услуг по перевозке на льготных условиях обучающихся, а также обеспечить включение в областной бюджет Ленинградской области на 2010 год ассигнований на предоставление субсидии Обществу в части компенсации потерь в доходах в связи с принятием решения об установлении льготы по тарифам на проезд обучающихся.
В соответствии с пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Как установлено апелляционным судом, Комитет по транспорту в целях возмещения потерь перевозчика в доходах, возникающих при оказании услуг по перевозке обучающихся в 2010 году, перечислил Обществу 3 341 800 руб. за счет средств областного бюджета и 49 664 100 руб. за счет средств, поступивших из федерального бюджета.
Принимая обжалуемое постановление, суд апелляционной инстанции исходил из того, что потери в доходах Общества в соответствии с договором от 07.07.2010 N К7207/07/100011 составили дополнительно 13 213 265 руб. 83 коп. и за счет средств бюджета Ленинградской области не возмещены.
Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следует также учитывать, что факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
Удовлетворяя иск за счет казны Ленинградской области, апелляционный суд не учел, что пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с установлением льгот по тарифам на проезд обучающихся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, не отнесено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции не проверил, достаточно ли выделенных из федерального бюджета бюджету Ленинградской области средств для компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в связи с принятием данным субъектом Российской Федерации решения об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о праве Общества на компенсацию понесенных убытков за счет средств казны Ленинградской области недостаточно обоснован, что в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого постановления и направления дела на новое рассмотрение в тот же арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции, перешедшему к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, следует учесть изложенное; проверить, достаточно ли средств, выделенных из федерального бюджета бюджету Ленинградской области для компенсации части потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта в 2010 году в связи с принятием решения об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся; на основании исследования и оценки всех материалов дела в совокупности с доводами и возражениями лиц, участвующих в деле, определить ответчика, за счет средств казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков; проверить расчет истца по размеру; принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2012 по делу N А56-29404/2011 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
Т.В. Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.