Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Гафиатуллиной Т.С., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Стартехпром" Иванова А.В. (доверенность от 24.09.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 29.02.2012 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Виноградова Т.В., Ралько О.Б., Тарасова О.А.) по делу N А66-9466/2011,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стартехпром", место нахождения: 171361, Тверская обл., Старицкий р-н, г. Старица, ул. Адмирала Октябрьского, д. 86А, ОГРН 1076914000822 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, место нахождения: 170100, г. Тверь, Советская ул., д. 33, ОГРН 1106952029315 (далее - Управление Росимущества), от 04.07.2011 об отказе в приватизации земельного участка общей площадью 12 780 кв.м с кадастровым номером 69:32:0350243:13, расположенного по адресу: Тверская обл., г. Старица, ул. Адмирала Октябрьского, д. 86А, а также об обязании Управления Росимущества принять решение о передаче указанного земельного участка в собственность заявителя и предоставить ему в месячный срок проект договора купли-продажи земельного участка с расчетом выкупной цены с учетом законодательства, действовавшего на дату подачи заявления о приобретении участка в собственность.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Старицкого района Тверской области, место нахождения 171361, Тверская обл., г. Старица, Советская ул., д. 6, ОГРН 1026901856453 (далее - администрация района) и администрация города Старицы Старицкого района Тверской области, место нахождения: 171361, Тверская обл., г. Старица, ул. имени Ленина, д. 12, ОГРН 1066914000328 (далее - администрация города).
Суд первой инстанции решением от 29.02.2012 признал оспариваемое решение недействительным и обязал Управление Росимущества устранить допущенные нарушения права Общества путем направления ему договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка.
Апелляционный суд постановлением от 09.07.2012 оставил решение от 29.02.2012 без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 29.02.2012 и постановление от 09.07.2012 и отказать в удовлетворении заявления Общества.
Податель жалобы указывает следующее: суды сделали неправильный вывод, что для пользования принадлежащими Обществу объектами недвижимости необходим земельный участок испрашиваемой площади; Общество не доказало, что оно вправе приобрести весь спорный земельный участок в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В отзыве на жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на жалобу.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество по результатам аукциона на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 25.06.2007 приобрело у Федерального государственного унитарного дорожного эксплуатационного предприятия N 74 (далее - Дорожное предприятие) следующее недвижимое имущество, находившееся у продавца на праве хозяйственного ведения: здание гаража площадью 601,8 кв.м и здание бытовых помещений площадью 153,4 кв.м, расположенные по адресу: Тверская область, г. Старица, ул. Адмирала Октябрьского, д. 86а.
В договоре от 25.06.2007 указано, что названные объекты расположены на земельном участке площадью 12 780 кв.м с кадастровым номером 69:32:35:02:43:0013 (в настоящее время кадастровый номер 69:32:0350243:13), имеющим тот же адрес, принадлежащим на праве собственности Российской Федерации и предоставленном Дорожному предприятию в постоянное (бессрочное) пользование (свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 24.05.2005 серии 69-АА N 712784).
Право собственности Общества на здания зарегистрировано в установленном порядке 21.08.2007.
Общество 18.09.2009 обратилось в Управление Росимущества с заявлением о выкупе в порядке статьи 36 ЗК РФ земельного участка с кадастровым номером 69:32:0350243:13, приложив к заявлению необходимые документы, в том числе свидетельства о праве собственности на объекты недвижимости и кадастровый паспорт земельного участка.
Управление Росимущества в письме от 04.07.2011 N 3116-05 отказало Обществу в предоставлении указанного земельного участка в собственность по следующим основаниям. На испрашиваемом земельном участке находится здание трансформаторной подстанции, являющееся собственностью муниципального образования "Городское поселение г. Старица"; площадь этого участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих Обществу. Управление Росимущества предложило заявителю провести работы по разделу земельного участка.
Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, считая, что Управление Росимущества незаконно отказало ему в приватизации земельного участка, поскольку заявителем были представлены документы, свидетельствующие о том, что трансформаторная подстанция не является объектом капитального строительства и не находится в чьей-либо собственности, а также документы, подтверждающие факт использования Обществом как действующим предприятием, занимающимся изготовлением крупногабаритных конструкций, всего земельного участка в связи с эксплуатацией приобретенных им по договору от 25.06.2007 объектов недвижимости.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности
Исследовав материалы дела, суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии предусмотренных названными нормами права оснований для признания решения Управления Росимущества об отказе в выкупе земельного участка недействительным.
Суды исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Согласно пунктам 5 и 6 названной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица должны обратиться в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок, приложив к нему документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок, в соответствии с перечнем, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Указанные органы в месячный срок со дня поступления такого заявления принимают решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора в месячный срок с даты принятия названного решения.
Суды установили, что Общество вместе с заявлением о выкупе земельного участка представило все необходимые документы для принятия решения о предоставлении участка в собственность заявителя.
Согласно материалам дела спорный земельный участок, относящийся к категории земель населенных пунктов, сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2002 году в целях использования "для производственной базы", в состав которой входили два здания, ранее находившихся на праве хозяйственного ведения у Дорожного предприятия. Этот участок был закреплен за Дорожным предприятием на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В связи с приобретением Обществом указанных зданий оно в силу статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации и 35 ЗК РФ, а также в соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
Дорожное управление направило в Управление Росимущества отказ от права постоянного (бессрочного) пользования названным участком в связи с продажей Обществу расположенных на нем объектов недвижимости. Тот факт, что Управление Росимущества не приняло решения о прекращении названного права, не свидетельствует о невозможности приватизации участка по правилам статьи 36 ЗК РФ.
Суды признали несостоятельным довод Управления Росимущества о том, что на спорном земельном участке имеются объект недвижимости (трансформаторная подстанция, находящаяся в собственности муниципального образования "Городское поселение г. Старица") и карьер. Суды установили следующее: трансформаторная подстанция не является объектом недвижимости и согласно пояснениям администрации города и администрации района не находится в муниципальной собственности; данное сооружение построено для обслуживания двух зданий Общества; на участке нет карьера и не производилось никаких карьерных разработок, а имеющиеся навалы грунта и разрытия образовались в результате демонтажа Дорожным предприятием бетонных фундаментов.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права суды пришли к обоснованным выводам о том, что Общество имеет право на выкуп в порядке статьи 36 ЗК РФ всего испрашиваемого земельного участка, а следовательно, у Управления Росимущества отсутствуют законные основания для отказа в приватизации этого участка.
Кассационная инстанция считает, что суды обеих инстанций правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам и установленным обстоятельствам, поэтому обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 29.02.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А66-9466/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.