См. также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 июня 2012 г. N 13АП-5549/12
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Асмыковича А.В., Любченко И.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" Тесленко Я.Т. (доверенность от 10.01.2012 N 20) и Першина А.С. (доверенность от 10.01.2012 N 12), от Балтийской таможни Сидорова П.С. (доверенность от 30.12.2011 N 04-19/44590),
рассмотрев 18.09.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу N А56-47698/2011 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Социалистическая улица, дом 2/30, литера А, ОГРН 1107847063202 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о признании незаконным бездействия Балтийской таможни, место нахождения: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, дом 32А, ОГРН 1037811015879 (далее - Таможня), выразившегося в нарушении сроков выпуска товаров по декларации на товары N 10216100/140511/0046280 (далее - ДТ) в период с 25.05.2011 по 01.06.2011, и о признании незаконными решения Таможни от 02.06.2011 об отказе в выпуске товаров по ДТ, а также решений об отказе в регистрации деклараций на товары, прибывшие по коносаменту от 05.05.2011 N MSCUN 7221111 в контейнере N IPXU 3968177: от 03.06.2011 (бланки N 1030522, 2007543), от 04.06.2011 (бланки N 10109841, 20044976), от 05.06.2011 (бланки N 10109740, 20045000).
Решением суда первой инстанции от 27.01.2012 (судья Никитушева М.Г.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционного суда от 04.06.2012 решение от 27.01.2012 отменено в части отказа в признании незаконными решений Таможни от 02.06.2011, от 03.06.2011, от 04.06.2011, от 05.06.2011. Апелляционный суд признал незаконными указанные решения Таможни. В остальной части решение суда от 27.01.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит изменить решение от 27.01.2012 и постановление от 04.06.2012 в части отказа в признании неправомерным бездействия Таможни и удовлетворить заявленное требование в полном объеме.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность судебных актов в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что 14.05.2011 Общество подало в Таможню предварительную декларацию на товар с целью таможенного оформления товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в адрес Общества в рамках контракта от 15.07.2011 N 643/64293672/00001, заключенного с иностранной компанией "LIRACO.LLP" (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии).
В ходе проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товара Таможня 14.05.2011 приняла решение о проведении дополнительной проверки. Обществу предложено в срок до 12.07.2012 представить дополнительные документы и сведения, а до 24.05.2011 заполнить форму корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме 22 203 руб. 56 коп.
Общество 15.05.2011 представило в Таможню заполненный бланк корректировки таможенной стоимости и письмо N 93П о списании денежных средств по платежному поручению от 12.05.2011 N 392 для обеспечения выпуска товара в случае принятия таможенным органом такого решения.
Товар прибыл в Морской порт Санкт-Петербург 23.05.2011 и предъявлен таможенному органу 24.05.2011.
В связи с проведением дополнительной проверки в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) Таможня продлила сроки выпуска товара на десять дней (докладная записка от 24.05.2011).
Кроме того, таможенный орган 26.05.2011 уведомил Общество о проведении таможенного досмотра и пригласил для участия в нем представителя Общества.
Таможенным органом 27.05.2011 проведен таможенный досмотр товара и составлен акт таможенного досмотра N 10216100/270511/005703. В результате проведения таможенного досмотра было выявлено несоответствие количества заявленного товара фактическому количеству.
По результатам досмотра 27.05.2011 Таможней возбуждено дело N 10216000-779/2011 об административном правонарушении по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении товара N 2 меры по обеспечению административного производства не принимались.
Таможня 30.06.2011 приняла решение о классификации товара N 2 "Демонстрационные доски с образцами битумной кровли" по коду 6807 90 000 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД); Обществу направлено уведомление от 30.05.2011 о необходимости уплаты дополнительно начисленных в соответствии с указанным решением таможенных пошлин и налогов и предлагалось скорректировать по товару N 2 графы 33, 47 и графу В. Требуемые изменения внесены декларантом 30.05.2011.
Уведомлением от 31.05.2011 Таможня сообщила о необходимости внести изменения в обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов и представить заполненную в установленном порядке форму корректировки таможенной стоимости.
Письмом от 31.05.2011 N 122 Общество во исполнение уведомления Таможни от 31.05.2011 уведомило ее о списании 18 337 руб. 13 коп. по платежному поручению от 12.05.2011 N 392 в обеспечение уплаты таможенных платежей; внесла требуемые изменения в форму корректировки таможенной стоимости.
Решение об отказе в выпуске товара было принято Таможней 02.06.2012.
Общество представило Таможне декларацию на товары от 03.06.2011 (бланки N 1030522, 2007543), от 04.06.2011 (бланки N 10109841, 20044976), от 05.06.2011 (бланки N 10109740, 20045000), прибывшие по коносаменту от 05.05.2011 N MSCUN 7221111 в контейнере N IPXU 3968177, в регистрации которых таможенный орган отказал со ссылкой на неустранение выявленных нарушений.
Не согласившись с действиями Таможни, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконными решений Таможни от 02.06.2011, от 03.06.2011, от 04.06.2011, от 05.06.2011 и признал незаконными названные решения Таможни. В остальной части решение от 27.01.2012 оставлено без изменения.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для признания незаконности бездействия Таможни по выпуску товара в период с 25.05.2011 по 01.06.2011 и в этой части отказали в удовлетворении требования.
В кассационной жалобе Общество обжалует отказ судов в части признания незаконным бездействия таможенного органа.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы заявителя не находит оснований для удовлетворения жалобы в связи со следующим.
Статьей 193 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) предусмотрена возможность предварительного таможенного декларирования товаров в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза. При этом выпуск товаров согласно пункту 3 статьи 195 ТК ТС осуществляется таможенными органами в срок, не превышающий сроки, указанные в статье 196 названного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено названным Кодексом.
Согласно части 2 статьи 196 ТК ТС при применении предварительного таможенного декларирования товаров в соответствии со статьей 193 названного Кодекса выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.
Вместе с тем пунктом 2 статьи 193 ТК ТС установлено, что, если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.
Таким образом, при предварительном декларировании выпуск товаров должен быть осуществлен не позднее одного рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию. При этом после предъявления товаров таможенному органу последний сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях транспортных (перевозочных) документов, представленных одновременно с ДТ (в данном случае коносаменте), с теми сведениями, которые содержатся в оригинале этого документа.
Как установлено судами, предварительная декларация на товары подана Обществом в Таможню 14.05.2011, товар предъявлен таможенному органу 24.05.2011 (документ учета - учетные данные коносамента от 24.05.2011 N 2011/290/81510). При таких обстоятельствах у таможенного органа отсутствовали основания для выпуска товара ранее 25.05.2011.
Пунктом 1 статьи 220 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 ТК ТС. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (пункт 4 статьи 196 ТК ТС).
Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно в случаях:
1) если в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и названного Закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения;
2) если декларантом не представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, - до представления декларантом указанных документов либо письменного обращения в соответствии с частью 1 статьи 219 указанного Закона;
3) проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Закона N 311-ФЗ - до окончания проверки;
4) проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
5) запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 названного Закона, - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;
6) представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, налогов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа, - до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Если дополнительная проверка проводится с целью определения классификации товаров по ТН ВЭД в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 Закона N 311-ФЗ, выпуск товара не производится до окончания проверки (подпункт 3 пункта 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ).
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что одним из оснований для продления срока выпуска товара по спорной ДТ является проведение дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по ТН ВЭД, что соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 220 Закона N 311-ФЗ (докладная записка от 24.05.2011). При этом разрешение на продление срока выпуска товаров по ДТ было дано начальником Турухтанного таможенного поста 24.05.2011.
При таких обстоятельствах вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что продление Таможней сроков выпуска товаров по ДТ было произведено законно, является правомерным, в связи с чем отсутствуют основания для признания незаконным бездействия Таможни по выпуску товара в период указанный Обществом.
Суд апелляционной инстанции обоснованно оставил без изменения решение суда первой инстанции в части отказа Обществу в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия Таможни по выпуску товара.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных судебными инстанциями обстоятельств дела, которые были предметом их рассмотрения.
В силу статьи 286 АПК РФ в компетенцию суда кассационной инстанции не входит переоценка представленных суду доказательств и сделанных на основании их оценки выводов.
Постановление апелляционного суда соответствует нормам материального и процессуального права, и основания для его отмены, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2012 по делу N А56-47698/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "НОВИКОМ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.