Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноборский" Иордановой С.А. (доверенность от 17.09.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Теплоснаб" муниципального образования "Красноборский район" Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2012 (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Рогатенко Л.Н.) по делу N А05-10396/2011,
установил:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Красноборский", ОГРН 1022901353529, Архангельская обл., Красноборский р-н, с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 13 (далее - Отдел), обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Красноборский муниципальный район", ОГРН 1022901353859, Архангельская обл., Красноборский р-н, с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 7а (далее - Администрация Красноборского района), и муниципальному предприятию "Теплоснаб" муниципального образования "Красноборский район" Архангельской области, ОГРН 1042901303840, место нахождения: Архангельская обл., Красноборский р-н, с. Красноборск, ул. Победы, д. 30 (далее - Предприятие), о признании права оперативного управления истца на относящееся к федеральной собственности здание общей площадью 358,7 кв.м, расположенное по адресу: Архангельская обл., Красноборский р-н, с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 13.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование "Алексеевское" в лице администрации муниципального образования "Алексеевское", место нахождения: Архангельская обл., Красноборский р-н, с. Красноборск, ул. Свердлова, д. 19, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2, Инспекция по надзору за сохранностью памятников истории и культуры Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49.
Решением от 14.02.2012 иск удовлетворен.
Дополнительным решением от 12.05.2012 с Предприятия в доход федерального бюджета взыскано 2000 руб. государственной пошлины по иску.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 решение от 14.02.2012 оставлено без изменения.
Предприятие в кассационной жалобе просит отменить решение от 14.02.2012 и постановление от 12.07.2012, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Как указывает податель жалобы, спорное здание включено в конкурсную массу должника и в соответствии со статьями 110, 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть отчуждено только путем продажи с публичных торгов.
Отдел в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что спорный объект с 1980 года находится во владении Красноборского районного отдела внутренних дел (далее - Красноборский РОВД) и в силу закона относится к федеральной собственности; у ответчика отсутствуют зарегистрированные права на спорное недвижимое имущество, поэтому не имелось оснований для включения данного объекта в конкурсную массу.
В судебном заседании представитель Отдела против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, здание, возведенное в 1915-1919 годах, относится к памятникам истории и культуры Архангельской области.
Судом установлено, что в здании с 1980 года размещался Красноборский РОВД.
На основании распоряжения Администрации Красноборского района от 31.08.2004 N 131р муниципальное образование "Красноборский муниципальный район" (далее - МО "Красноборский муниципальный район") и Предприятие заключили договор от 19.09.2006 передачи в хозяйственное ведение муниципального имущества, в том числе здания по ул. Гагарина, д. 13 в с. Красноборск.
Распоряжением Администрации Красноборского района от 04.05.2007 N 139р указанное здание передано в безвозмездное пользование Отделу.
На основании данного распоряжения Предприятие и Отдел заключили договор от 04.05.2007 N 110 безвозмездного пользования спорным объектом для размещения в нем отдела внутренних дел.
По акту приема-передачи от 04.05.2007 здание передано Отделу.
Соглашением от 16.11.2007 срок действия договора установлен с 04.05.2007 по 03.05.2022.
11.08.2008 здание включено в реестр муниципального имущества МО "Красноборский муниципальный район" на основании приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.05.2010 по делу N А05-4200/2010 Предприятие признано несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре ликвидируемого должника; в отношении него открыто конкурсное производство.
По сообщению регистрирующего органа, права на спорный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы.
Отдел, ссылаясь на то, что в здании с 1980 года размещается отдел внутренних дел, в связи с чем данный объект в силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 относится к федеральной собственности и принадлежит истцу на праве оперативного управления, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды, установив, что спорное здание с 1980 года находится во владении Красноборского РОВД и это обстоятельство ответчиками не опровергнуто, исходя в совокупности из положений постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 и пункта 2 раздела II приложения 1 к нему, статей 8, 131, 216, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР, статьи 48 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Предприятие не представило доказательств наличия у него каких-либо прав в отношении спорного объекта, поскольку ни право муниципальной собственности, ни право хозяйственного ведения Предприятия зарегистрированы не были, в фактическом владении Предприятия здание также не находится. В таком случае не имеется причин для отмены принятых судами актов по жалобе ответчика.
С учетом изложенного кассационная инстанция находит содержащиеся в обжалуемых решении и постановлении выводы правильными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.02.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 по делу N А05-10396/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия "Теплоснаб" муниципального образования "Красноборский район" Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.