Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного дорожного предприятия "Путь" Орлова А.М. (доверенность от 10.10.2011), от Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга Васильевой В.И. (доверенность от 29.12.2011 N 01-04-2631/11),
рассмотрев 03.10.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 (судьи Есипова О.И., Борисова Г.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-7174/2012,
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное дорожное предприятие "Путь", место нахождения: 198025, Санкт-Петербург, Майков пер., д. 9, ОГРН 1027804610899 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А (далее - ГАТИ), от 03.02.2012 N 244 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон Санкт-Петербурга).
Решением суда первой инстанции от 19.03.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.06.2012, заявление Предприятия удовлетворено.
В кассационной жалобе ГАТИ просит отменить вынесенные по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, вывод судов о недоказанности административным органом наличия в действиях Предприятия события вмененного ему административного правонарушения ошибочен.
В судебном заседании представитель ГАТИ уточнил, что обжалует по настоящему делу решение суда от 19.03.2012 и постановление апелляционного суда от 22.06.2012 и поддержал доводы жалобы, а представитель Предприятия возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 12.01.2012 в ходе осуществления контроля за соблюдением правил содержания объекта благоустройства ГАТИ выявлено нарушение срока и порядка уборки от снега и наледи лотковой зоны по адресу: Санкт-Петербург, Брестский бульв., д. 9.
Указанное нарушение зафиксировано ГАТИ 12.01.2012 актом осмотра территории с применением фотосъемки.
По факту нарушения сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга ГАТИ составила в отношении Предприятия, ответственного за содержание дорог в Красносельском районе Санкт-Петербурга, протокол от 13.01.2012 N 48003 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга.
Постановлением ГАТИ от 03.02.2012 N 244 Предприятие признано виновным в совершении указанного административного правонарушения, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб.
Предприятие оспорило постановление ГАТИ в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, сделав вывод о недоказанности административным органом наличия в действиях заявителя события вмененного ему административного правонарушения, удовлетворили заявление Предприятия.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Единые и обязательные для исполнения в Санкт-Петербурге требования в сфере благоустройства, определяющие порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории, установлены Правилами уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга (утверждены постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334; далее - Правила).
Согласно пункту 5.2 Правил зимняя уборка автомобильных дорог и объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
В силу пункта 5.3 Правил сгребание и подметание снега с проезжей части улиц и автомобильных дорог начинается в зависимости от интенсивности снегопада, но не позднее чем при выпадении снега свыше 0,03 м.
В соответствии с пунктом 5.6 Правил снег и наледь, сгребаемые с проезжей части и тротуаров, формируются в снежные валы в прилотковой зоне на удалении не более 1,5 м от бордюрного камня.
Погрузка и вывоз снега начинаются после формирования снежного вала и производятся круглосуточно до полного удаления снега. Вывоз снега с уличных магистралей осуществляется в первую очередь с дорог группы "А" и далее с дорог группы "Б" и "В" (пункт 5.10 Правил).
Тем же пунктом Правил предусмотрено, что сроки вывоза снега из лотковой зоны, обеспечивающие безопасное движение транспорта и пешеходов, устанавливаются Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.
Нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи влечет административную ответственность, предусмотренную пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга, для юридических лиц - от двухсот пятидесяти до пятисот тысяч рублей.
В данном случае ГАТИ установлено, что на заявителя, являющегося специализированным дорожным предприятием, возложены обязательства по уборке автомобильных дорог и иных территорий улично-дорожной сети Санкт-Петербурга; удаление снега и снежно-ледяных образований с лотковой зоны в момент проверки при высоте снежного покрова свыше 0,03 м им не осуществлено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, деятельность по содержанию дорог Предприятие осуществляет на основании договора от 30.12.2011 N 7-СД/12, заключенного с Комитетом по благоустройству Санкт-Петербурга.
Договором предусмотрена обязанность Предприятия соблюдать требования, в частности, Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", Технологического регламента производства работ по комплексной уборке улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 15.12.2011 N 109-р (далее - Регламент).
В соответствии с пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 нормативный срок окончания снегоочистки для автомобильных дорог и улиц категории "Б" составляет 5 часов с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ.
Согласно Регламенту завершающее сгребание и сметание снега в валы в лотковой зоне в дневное время для дорог категории "Б" производится с периодичностью 5 часов, а удаление снега из лотковой зоны осуществляется погрузкой и вывозом в срок до 6 суток либо складированием на газоны в течение 2 суток на всех группах дорог.
Из имеющихся в материалах дела справок федерального государственного бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями" следует, что в Санкт-Петербурге как 12.01.2012, так и 13.01.2012 практически непрерывно шел снег.
Как видно из акта осмотра территории (лист дела 53), 12.01.2012 замер высоты снежного покрова административный орган не осуществлял, а 13.01.2012 был проведен осмотр территории и составлен соответствующий протокол (листы дела 56 - 58), когда с окончания снегопада не прошло пяти часов.
Названные документы послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении (листы дела 10, 11) и оспариваемого постановления ГАТИ (листы дела 6 - 9).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о недоказанности ГАТИ наличия в действиях Предприятия события вмененного ему административного правонарушения - нарушения сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга от снега и наледи.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены апелляционным судом правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2012 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2012 по делу N А56-7174/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Н. Бухарцев |
Судьи |
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.