Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Константинова П.Ю.,
при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области Иордановой С.А. (доверенность от 18.07.2012 N 1/532),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2012 (судья Шашков А.Х.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 (судьи Зайцева А.Я., Носач Е.В., Романова А.В.) по делу N А05-1734/2012,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, ОГРН 1022900522127, место нахождения: г. Архангельск, Воскресенская ул., д. 3 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к мэрии города Архангельска, ОГРН 1022900509521, место нахождения: г. Архангельск, пл. В.И. Ленина, д. 5 (далее - Мэрия), о признании права оперативного управления истца на относящиеся к федеральной собственности нежилые помещения общей площадью 96,1 кв.м, расположенные на первом этаже дома по адресу: г. Архангельск, ул. Суворова, д. 11.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области, место нахождения: г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, д. 2.
Решением от 04.04.2012 в иске отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 данное решение оставлено без изменения.
Управление в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, исходя из выявленного Конституционным Судом Российской Федерации конституционно-правового смысла положений части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ волеизъявление муниципального образования должно быть направлено на выполнение специальных императивных норм, установленных пунктом 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), а именно на передачу имущества из муниципальной собственности в федеральную.
В судебном заседании представитель Управления поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании решения Малого совета Архангельского областного Совета народных депутатов от 30.09.92 N 164, карты реестра недвижимого имущества за муниципальным образованием "Город Архангельск" (далее - МО "Город Архангельск") 19.12.2007 зарегистрировано право собственности на нежилое помещение общей площадью 96,1 кв.м (номера на поэтажном плане 38-43) по указанному выше адресу, что удостоверено свидетельством о государственной регистрации права серии 29-АК N 242912.
По договору от 01.06.2011 N 67/11ок МО "Город Архангельск" в лице Мэрии передало Управлению (наименование арендатора в редакции дополнительного соглашения от 15.08.2011) в аренду данные нежилые помещения под размещение общественной приемной сроком на 11 месяцев.
Согласно пункту 1.5 договора помещения находятся во владении и пользовании арендатора с 05.04.2011 в соответствии с актом приема-передачи от 05.04.2011.
Решением Архангельской городской Думы от 15.12.2011 N 368 отклонен проект решения о согласовании предложения о передаче муниципального имущества в собственность Российской Федерации.
Управление, ссылаясь на то, что помещения используются полицией и необходимы для обеспечения ее деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, обосновывая требования пунктом 9 статьи 54 Закона о полиции.
Как предусмотрено пунктами 9, 10 статьи 54 названного Закона, используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с данным пунктом имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.
Из указанных правовых норм не следует, что на имущество, используемое полицией, непосредственно возникает право собственности Российской Федерации, а напротив, этими нормами предусмотрена передача в федеральную собственность имущества, соответствующего определенным в пункте 9 статьи 54 Закона о полиции критериям, находящегося на момент вступления Закона в силу в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности.
Порядок передачи имущества от одного публичного собственника другому установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и предполагает волеизъявление собственника на передачу имущества в собственность публичного образования другого уровня, принятие соответствующего решения уполномоченным органом, составление передаточного акта. Как установлено судами и не оспаривается сторонами, ни в указанном порядке, ни каким-либо иным способом спорные помещения в федеральную собственность не переданы, право собственности МО "Город Архангельск" на них не прекращено.
В таком случае суды пришли к правильному выводу об отсутствии в соответствии со статьями 120, 214, 215, 216, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для признания за Управлением, являющимся государственным учреждением, права оперативного управления на имущество, находящееся в муниципальной собственности, и правильно отказали в иске.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм законодательства, не предусматривающих возникновение права федеральной собственности на имущество без передачи его в установленном порядке из муниципальной собственности.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2012 по делу N А05-1734/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.