Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Боглачевой Е.В., Серовой В.К.,
при участии от открытого акционерного общества "Шексна-Теплосеть" Сурвило Е.В. (доверенность от 12.01.2012), от Департамента имущественных отношений Вологодской области Момотовой Л.В. (доверенность от 03.09.2012 N 231д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2012 (судья Кургин А.Ф.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 (судьи Моисеева И.Н., Махова Ю.В., Рогатенко Л.Н.) по делу N А13-16048/2011,
установил:
Открытое акционерное общество "Шексна-Теплосеть" (ОГРН 1083536001405; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений Вологодской области (ОГРН 1033500036998; далее - Департамент имущественных отношений) о взыскании 506 052 руб. 08 коп. задолженности за бездоговорное потребление тепловой энергии квартирами, расположенными на втором этаже дома N 2 по улице Заводской в поселке Шексна, в период с 01.01.2010 по 15.07.2011.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено бюджетное учреждение жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области "Вологдаоблжилкомхоз" (далее - Учреждение).
Определением от 20.02 2012 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент развития муниципальных образований Вологодской области (далее - Департамент развития).
Решением от 24.04.2012 с Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений за счет казны Вологодской области в пользу Общества взыскано 506 052 руб. 08 коп. долга. Во взыскании задолженности с Департамента развития отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.07.2012 решение от 24.04.2012 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Департамент имущественных отношений просит отменить решение от 24.04.2012 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2012, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить решение от 24.04.2012 и постановление апелляционной инстанции от 09.07.2012 без изменения, полагая их правомерными.
В судебном заседании представитель Департамента имущественных отношений подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.
Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в соответствии с актом от 15.07.2011 выявлено бездоговорное потребление тепловой энергии (теплоносителя) в жилых помещениях - 12 квартирах (с 1 по 12) на втором этаже здания, расположенного по адресу: Вологодская область, поселок Шексна, улица Заводская, дом N 2.
За период бездоговорного потребления тепловой энергии начислена стоимость потребленной энергии в 12 квартирах указанного дома с 01.01.2010 по 15.07.2011 в сумме 506 052 руб. 08 коп.
В связи с отказом Департамента имущественных отношений от оплаты предъявленной ко взысканию задолженности Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения рассматривается как бездоговорное потребление тепловой энергии.
В силу статьи 22 Закона о теплоснабжении в целях выявления бездоговорного потребления тепловой энергии теплоснабжающие и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя. При выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя теплоснабжающая организация или теплосетевая организация составляет акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя. Стоимость тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, определяется в соответствии с действующими на дату взыскания тарифами на тепловую энергию, теплоноситель для соответствующей категории потребителей с учетом стоимости услуг по передаче тепловой энергии и подлежит оплате потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.
Как установлено судом по материалам дела, в упомянутые квартиры общей площадью 530,1 кв. м (проживали 34 человека) в указанный период поставлялась тепловая энергия. Данные квартиры на основании распоряжения Департамента имущественных отношений от 04.09.2009 N 935-р приняты от Главного управления МЧС России по Вологодской области и закреплены за Учреждением на праве оперативного управления. Здание по адресу: пгт Шексна, улица Заводская, дом 2, числится в реестре собственности Вологодской области. Вместе с тем документы о введении указанного объекта в эксплуатацию, первоначальном обладателе и основаниях для нахождения указанного здания на балансе Учреждения, отнесении жилых помещений, расположенных в указанном здании, к служебному жилищному фонду в Департаменте имущественных отношений, осуществляющем функции по ведению реестра собственности Вологодской области и являющемся органом исполнительной власти Вологодской области, отсутствуют.
Названные квартиры являются собственностью Вологодской области (входят в ее казну), а собственником имущества соответственно является субъект Российской Федерации - Вологодская область. Право оперативного управления названными квартирами за Учреждением не зарегистрировано в связи с тем, что в представленных выписках из реестра собственности Вологодской области не указано основание нахождения объектов в реестре. Данный факт сторонами не оспаривается.
Право собственности Вологодской области на спорные квартиры признано решением Арбитражного суда Вологодской области от 29.05.2012 по делу N А13-5263/2012, то есть спустя 2,5 года после принятия квартир в казну области.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать, осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1.4.2 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области Департамент имущественных отношений области осуществляет действия, необходимые для проведения процедуры государственной регистрации права собственности области, перехода прав и сделок с объектами жилищного фонда; закрепляет объекты государственного жилищного фонда области на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за областными государственными учреждениями или предприятиями.
Осуществление действий, необходимых для проведения процедуры государственной регистрации права собственности области на объекты жилищного фонда, является функцией Департамента имущественных отношений.
Однако данные действия Департаментом имущественных отношений своевременно не были совершены. Общество не имело возможности заключить с Учреждением договор на теплоснабжение квартир, поскольку надлежащим правообладателем данного имущества Учреждение не являлось.
Поскольку в силу части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации ресурсоснабжающие организации напрямую заключают договоры энергоснабжения только с собственниками жилых помещений многоквартирных домов, выбравшими непосредственное управление домом, заключить договор на теплоснабжение квартир с проживающими в них гражданами Общество также не имело возможности.
С учетом изложенного, суд обоснованно отклонил довод Департамента имущественных отношений о взыскании стоимости отпущенной истцом тепловой энергии с проживающих в указанных квартирах граждан. Именно непринятие Департаментом имущественных отношений своевременных действий по регистрации права собственности Вологодской области на спорные квартиры привело к сложившейся ситуации.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным вывод суда о взыскании в пользу Общества образовавшейся задолженности с Вологодской области в лице Департамента имущественных отношений за счет казны Вологодской области и, не усматривая при принятии обжалуемых судебных актов каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для их отмены.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 24.04.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2012 по делу N А13-16048/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента имущественных отношений Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Матлина |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.